Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Эволюционная модель

\fbox{\textbf{Авторы}:} Тулмин, Кэмпбелл. Основные положения:

  1. Историческое объяснение в изменении научных концепций должно осуществятся на базе Дарвинистской эволюционной теории естественного отбора. Эта модель позволяет объяснить процесс развития научного знания.

  2. Научная эволюция может трактоваться как спецефическое продолжение биологической эволюции.

  3. В отличие от биологической эволюции научная эволюция развивается значительно более быстро. В этих двух видах эволюции используются различные материальные субстраты (гены, клетки; книги, журналы, файлы).

  4. Процесс научной революции включает в себя действия социальных факторов и изменение и сохранения научных знаний имеет многоуровневый характер.

\fbox{\textbf{Другие (не основные) моменты}:}

  1. Творческие инициативы в науке (интеллектуальные инициативы) носят упорядоченный характер. Во-первых, они дифференцированы по дисциплинарным матрицам (биология -- одно, математика -- другое, ...). Каждая дисциплина характеризуется своими понятиями, методами и фундаментальными целями. С течением времени содержание научных понятий, методов и целей может радикально изменяться, но это изменение происходит плавно. Этот процесс происходит в результате действий факторов отбора. Эволюционная модель позволяет показать, с одной стороны, постепенность процесса, благодаря которой каждая дисциплина остается тождественно равной самой себе. С другой стороны, она должна раскрыть глубокое изменение, благодаря которому дисциплины трансформируются и меняют друг друга.

  2. В изменениях и приемственности имеется один и тот же двусторонний процесс. Интеллектуальные нововведения всегда пополняют общепринятую совокупность идей и методик определенной дисциплины. Непрерывный процесс нововведения уравнивается непрерывным процессом критического отбора. Не все нововведения принимаются.

  3. Нововведения и их критический отбор ведут к серьезным концептуальным изменениям, но лишь при определенных условиях. Должны быть подходящие формы конкуренции. Лишь при условии длительного сохранения они могут обнаружить свои действительные достоинства.

  4. Древний философский идеал вечной сущности должен быть заменён понятием исторических сущностей. Исторические сущности не обладают неизменными свойствами. Но они сохраняют единство и приемственность. Это позволяет отличать их друг от друга.

\fbox{\textbf{Кэмпбелл}:} Концептуальные изменения -- одна из сторон эволюционного процесса. Как работает, творит, трудится человеческий интеллект?

\fbox{\textbf{Центральная идея}} в том, что все изменения следует проводить методом проб и ошибок. Метод слепых вариаций и селективных сохранений.

Однако не отрицается целенаправленный характер научного познания. Но познание не всегда базируются на старых интеллектуальных инновациях. Они служат руководством к осуществлению научной деятельности. Чтобы продвинуться вперёд, ученый пользуется методом проб и ошибок. Этот процесс непредвиденных изменений и селективных сохранений является необходимым механизмом роста и развития научного знания. Кэмбелл обосновал фундаментальную роль селективного сохранения в эволюционном развитии любого типа, в том числе и в развитии научного знания.


Реклама: