Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Философские идеи эпохи возрождения: Неоплатонизм эпохи Возрождения (2)

У истоков нового естествознания стояли такие мыслители, как Леонардо да Винчи (1452-1519) и Николай Коперник (1473-1543). Схоластическому методу обоснования догматов церкви Леонардо да Винчи противопоставил экспериментальный метод, основанный на опыте. Только знание, опирающееся на опыт, может претендовать на достоверность, а последняя является отличительным признаком подлинной науки. Теология не имеет опоры в опыте, а посему не может быть наукой и претендовать на обладание истиной. Другую помеху на пути к истине Леонардо да Винчи усматривал в излишнем преклонении перед авторитетами. Леонардо да Винчи не абсолютизировал опыт, а подчёркивал необходимость его многократного повторения. Экспериментальному методу Леонардо да Винчи недоставало устойчивых принципов и логической структуры, но он был достаточным основанием для заявки на новую методологию, на новую картину мира. В вопросах космологии Леонардо да Винчи предвосхищал гелиоцентризм. Солнце символизировало условие и основание гармонии мира. Мысль о гармонии мира омрачалась размышлениями о ничтожестве человеческих помыслов и поступков. Подобные коррективы философии гуманизма свидетельствуют о кризисе, в котором находилось общество. Наиболее значимым «великим открытием» эпохи Возрождения была гелиоцентрическая система мира, созданная Коперником («Об обращении небесных сфер», 1543). Разработке этой концепции Коперник посвятил всю жизнь, но не спешил сделать её достоянием гласности, опасаясь преследований со стороны церкви. Новая космология требовала пересмотра не только Птолемеевой астрономии, но и ортодоксального толкования католической теологии (деление мира на противостоящие «тленную» земную субстанцию и вечную небесную субстанцию). В 1616 году учение Коперника было запрещено. Учение Коперника развил Иоганн Кеплер (1571-1630). Его научные идеи стали непосредственной предпосылкой развития науки и философии Нового времени. Занимаясь астрономией, Кеплер составлял гороскопы, которые имели повышенный спрос и давали средства. Предвосхищая открытие закона всемирного тяготения, Кеплер обосновал положение об эллиптичности орбит. Кеплер создал научную астрономию, на которую ориентировались в своём развитии естествознание и философия, с которой пришлось считаться и религии. Его открытия создали предпосылку для реабилитации учения Коперника. Ещё один шаг в становлении науки как формы сознания общества и специфического вида освоения мира сделал Галилео Галилей (1564-1642). Занимаясь вопросами математики и механики, он сконструировал телескоп с увеличением в 30 раз, благодаря которому небо предстало совершенно в новом виде. Это был ещё один удар по теолого-схоластическому мировоззрению. «Диалоги о двух важнейших системах мира, птолемеевской и коперниковской» стали программой науки, заложили основания новой картины мира и новой методологии научных исследований.

Страниц в этом вопросе: 8
[1] - [2] - [3] - [4] - [5] - [6] - [7] - [8] -


Реклама: