Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Эмпирические методы

  1. Наблюдение -- получение знания с помощью чувственных восприятий. Характеризуется пассивностью субъекта и простотой. Научное наблюдение -- целенаправленное, организованное восприятие, ограниченное предметной областью и задачей исследования и характеризующееся определёнными формами фиксации результатов.

    Научное наблюдение должно быть объективно (никакой «отсебятины» и не скрывать никаких результатов) и соответствовать интерсубъективному опыту. Наблюдение включает объект, субъект, технические и технологические средства и концептуальные средства (теории, модели). В силу принципа относительности наблюдаемое не абсолютно естественно.

    Классификация наблюдений.

    1. По объекту:
      1. инспективные -- направленные на внешние объекты (естественные науки);
      2. интроспективные -- направленные на субъект (социогуманитарные науки).
    2. По прямоте:
      1. прямые -- непосредственные наблюдения объектов;
      2. косвенные -- наблюдения результатов взаимодействия объекта со средой и с другими предметами.
    3. По характеру:
      1. качественные -- наблюдения качественных характеристик и свойств;
      2. количественные -- связанные с измерениями.
      (Качественные характеристики подчёркивают специфичность и уникальность процесса или явления, а количественные -- общность, соизмеримость.)
    Функция наблюдения состоит в получении фактуального материала (данных), который, получая концептуальное оформление, становится фактом.

  2. Эксперимент -- активный, целенаправленный способ познания, при помощи которого в специально созданных и контролируемых условиях исследуются явления действительности. По структуре и существу эксперимент не отличается от наблюдения, разница разве лишь в том, что эксперимент ставит своей задачей и создание специальных условий для протекания процесса.

    Классификация экспериментов.

    1. По характеру:
      1. качественные -- выявления факторов без количественных параметров;
      2. количественные -- точные измерения всех факторов, влияющих на поведения изучаемого объекта или процесса.
    2. По цели: подтверждающие, поисковые.
    3. По форме:
      1. реальные -- обращающиеся к исследованию характеристик объективной действительности;
      2. мысленные -- обращающиеся к исследованию идеализированной концептуальной действительности. Первый в науке мысленный эксперимент произвёл Галилей: падение тела в отсутствии сопротивления среды.
    4. По предметной области (физические, химические и т. д.).

    Главная функция эксперимента -- подтверждение или проверка теории. Но эксперимент может носить и поисковый характер. Бывают стихийные эксперименты -- например, революции.

    Социальные эксперименты имеют особенность: они могут вызвать ужасные необратимые изменения объектов. Поэтому к ним предъявляются следующие требования:

    1. перевод объекта в новое состояние не должен нарушать его функционирования;
    2. эксперимент должен способствовать оптимизации функционирования объекта;
    3. отрицательные последствия должны быть обратимыми;
    4. потери объекта должны быть минимальными.


Реклама: