Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Кумулятивистская модель

Первая историческая модель, в которой объясняются исторические процессы роста и развития научного знания.

\fbox{\textbf{Авторы}.} Отцы позитивизма -- (приоритет)Огюст Конт и Герберт Спенсер. 30-40 гг. XIX в.

Наука в строгом смысле появляется тогда, когда возникает опытное исследование и опытное подтверждение теоретических знаний. Но сам процесс возникновения -- историчекий процесс. КМ связана с выделением 3-х периодов (эпох) в истории человеческого рода:

Теологическая эпоха Метафизическая эпоха Эпоха позитивной науки
(Преобл. рел. предст.) (Преобл. умозрит. постр.) (Положительная эпоха)
   

В науке нового времени есть некоторые моменты, сохранившиеся от первых двух эпох. Сам процесс -- непрерывный. Можно искать основания в новой науке, предшествующие истории.

\fbox{\textbf{Спенсер}.} Научное мышление существовало всегда. Но отличие новой науки от предшествующих форм научного мышления заключается в том, что в предшествующих знаниях всегда присутствуют философские умозрительные размышления. Причина, по которой естественнонаучные теории становятся принципиально несовместимыми коренятся в философии, поэтому философия должна быть выведена за пределы науки (бальзам на душу некоторым современным учёным). Наука -- накопление эмпирических фактов.

\fbox{\textbf{Эрнест Мах}.} (Вносит коррективу в КМ). Принцип непрерывности в развитии науки. Любое открытие в науке включается в непрерывный ряд развивающегося познания. Научное открытие не является принципиально новым, т. к. в нем неизвестное и непонятное объясняется тем, что уже понятно и познано. Сама возможность научного открытия сущестует по тому, что естествоиспытатель ориентируется на принцип непрерывности. Естествоиспытатель мыслит так, что новый круг фактов освещается уже имеющимся у него способом понимания (знания).

\fbox{\textbf{Поль Дюгем}.} (Уточняет позицию Маха). Наличие проблемы прерывности (он не решает её). Проблема сводится к обоснованию непрерывности и постепенности в развитии науки. Хотя в истории науки и возникают значительные перевороты, нельзя сказать, что они не зависят от прошлых знаний и результатов. Что и говорит о непрерывности. Радикальные новации нового времени обусловлены открытиями средневековой науки.

Принцыпы КМ Дюгема сводятся к следующим:

  1. Исторический прогресс науки не осущетвляется благодаря внезапным непредвиденным открытиям. Думать иначе -- значит впадать в заблуждение.

  2. Развитие научного знания подчиняется закону непрерывности. Великие открытия почти всегда являются плодом подготовки медленной и сложной, осуществяемой на протяжении веков. Наука, как и природа, не делает скачков. Концепции могучих мыслителей появляются в результате множества усилий -- результатом накопленным массой ничем не примечательных работ. Ни одна научная доктрина не имеет исходного и абсолютного начала, изолированного от прошлого.

\fbox{\textbf{Принципиальные положения КМ}.}

  1. Новые знания в науке возможны лишь на основе предыдущих, ранее полученных.

  2. Новое знание, возникшее в более поздний период истории, в качественном отношении стоит выше знания, полученного в прошлом. Оно является более точным и более адекватным воспроизведением действительности.

  3. (Cледует из 2). Предшествующая история науки не обладает самостоятельной ценностью. Она не значима сама по себе и отношения к знаниям, утвердившимся в последующее время. Назначения науки и знания прошлого сотоит в том, чтобы быть опорным материалом для современной науки.

  4. Всё, что не соответствует современному уровню научного знания, является ошибочным. История науки есть прогрессивный процесс роста научного знания.


Реклама: