Тулмин, Кэмпбелл. Основные положения:
- Историческое объяснение в изменении научных концепций должно
осуществятся на базе Дарвинистской
эволюционной теории естественного отбора.
Эта модель позволяет объяснить процесс развития научного знания.
- Научная эволюция может трактоваться
как спецефическое
продолжение биологической эволюции.
- В отличие от биологической эволюции научная
эволюция развивается значительно более быстро.
В этих двух видах эволюции используются
различные материальные субстраты
(гены, клетки; книги, журналы, файлы).
- Процесс научной революции включает в себя действия
социальных факторов и изменение и сохранения научных
знаний имеет многоуровневый характер.
- Творческие инициативы в науке
(интеллектуальные инициативы) носят
упорядоченный характер.
Во-первых, они дифференцированы по
дисциплинарным матрицам
(биология -- одно, математика -- другое, ...).
Каждая дисциплина характеризуется своими понятиями,
методами и фундаментальными целями.
С течением времени содержание научных понятий, методов и целей
может радикально изменяться,
но это изменение происходит плавно. Этот процесс
происходит в результате действий факторов отбора.
Эволюционная модель позволяет показать, с одной стороны,
постепенность процесса, благодаря которой каждая
дисциплина остается тождественно равной самой себе.
С другой стороны, она должна раскрыть глубокое
изменение, благодаря которому дисциплины трансформируются
и меняют друг друга.
- В изменениях и приемственности имеется один и тот же двусторонний
процесс. Интеллектуальные нововведения всегда пополняют
общепринятую совокупность идей и методик определенной дисциплины.
Непрерывный процесс нововведения уравнивается
непрерывным процессом критического отбора.
Не все нововведения принимаются.
- Нововведения и их критический отбор ведут к серьезным
концептуальным изменениям,
но лишь при определенных условиях.
Должны быть подходящие формы конкуренции.
Лишь при условии длительного сохранения
они могут обнаружить свои
действительные достоинства.
- Древний философский идеал вечной сущности должен
быть заменён понятием
исторических сущностей.
Исторические сущности не
обладают неизменными свойствами.
Но они сохраняют единство
и приемственность. Это позволяет
отличать их друг от друга.
Концептуальные изменения -- одна
из сторон эволюционного процесса.
Как работает, творит, трудится человеческий интеллект?
в том, что все изменения
следует проводить методом проб и ошибок. Метод
слепых вариаций и селективных сохранений.
Однако не отрицается целенаправленный характер научного познания.
Но познание не всегда базируются на старых
интеллектуальных инновациях. Они служат руководством
к осуществлению научной деятельности.
Чтобы продвинуться вперёд, ученый пользуется
методом проб и ошибок. Этот процесс непредвиденных
изменений и селективных сохранений является
необходимым механизмом роста
и развития научного знания.
Кэмбелл обосновал фундаментальную роль
селективного сохранения в эволюционном развитии любого типа,
в том числе и в развитии научного знания.
Реклама: