Научную профессию представляют специалисты, основная деятельность которых связана с выработкой,
хранением и передачей знаний (фиксированных и кодифицированных).
В социологии науки выделяют несколько признаков профессиональной научной деятельности:
- профессиональная ответственность за производство, хранение и передачу знания;
- автономность научного сообщества (в частности, в оценке результатов);
- установление отношений с общественностью в целях поддержки и охраны развития; научное сообщество
приносит пользу, получая в обмен со стороны общества, государства поддержку (прежде всего,
материальную);
- потребность в вознаграждении, служащем стимулом к развитию и подконтрольном представителям
профессии; Мертон: самая важная мотивация научной деятельности -- признание со стороны
профессионалов; для этого учёный должен публиковать свои работы;
- научные публикации; выделяют жанровые эшелоны (единицы): статьи, обзоры, монографии, учебники.
Характеристика жанровых эшелонов научных публикаций, предложенная социологом науки Мирским.
- Статья
- Рукопись научной статьи, как правило, является сообщением результатов, полученных 1,5-2 года
назад. Статьи отражают, главным образом, динамику переднего края науки.
- Обзор
- В обзоре повествуются результаты, полученные 2-3 года назад, упоминаются старые статьи, не
потерявшие актуальность.
- Монография
- Монография содержит полный список теоретических проблем дисциплины с систематическим обсуждением
каждой из них.
- Учебник
- В учебнике даётся представление о научной дисциплине в целом, её специфике и индивидуальности. Как
правило, учебник ориентирован на внешнего по отношению к дисциплине человека. Формулировка проблемы
в учебнике отстаёт от формулировки той же проблемы в монографии.
Статья имеет отличительное строение: перечень авторов; место работы авторов и источники
финансирования; заглавие, претендующее на максимально краткое описание содержания статьи; аннотация
или резюме; материал; благодарности; библиография; иногда указывают имя крупного учёного, который
рекомендовал статью к публикации. Часто рукописи статей отклоняют; распространённые причины:
тривиальность; недостаточная обоснованность выводов или интерпретации; недостаточная
ознакомленность автора с работами коллег; несоответствие содержания рукописи профилю журнала.
Австрийский социолог Гемахер исследовал разность времени между физическим открытием и включением
его описания в учебники. Например, закон Ампера -- 1720, 1750, эффект Доплера -- 1842, 1927,
электромагнитная теория света -- 1871, 1903.
За счёт публикаций научное сообщество консолидируется. Важна традиция систематических ссылок,
которая сформировалась в Европе в середине 19 века.
Реклама: