Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Научная профессия

Научную профессию представляют специалисты, основная деятельность которых связана с выработкой, хранением и передачей знаний (фиксированных и кодифицированных).

В социологии науки выделяют несколько признаков профессиональной научной деятельности:

  1. профессиональная ответственность за производство, хранение и передачу знания;
  2. автономность научного сообщества (в частности, в оценке результатов);
  3. установление отношений с общественностью в целях поддержки и охраны развития; научное сообщество приносит пользу, получая в обмен со стороны общества, государства поддержку (прежде всего, материальную);
  4. потребность в вознаграждении, служащем стимулом к развитию и подконтрольном представителям профессии; Мертон: самая важная мотивация научной деятельности -- признание со стороны профессионалов; для этого учёный должен публиковать свои работы;
  5. научные публикации; выделяют жанровые эшелоны (единицы): статьи, обзоры, монографии, учебники.

Характеристика жанровых эшелонов научных публикаций, предложенная социологом науки Мирским.

Статья
Рукопись научной статьи, как правило, является сообщением результатов, полученных 1,5-2 года назад. Статьи отражают, главным образом, динамику переднего края науки.
Обзор
В обзоре повествуются результаты, полученные 2-3 года назад, упоминаются старые статьи, не потерявшие актуальность.
Монография
Монография содержит полный список теоретических проблем дисциплины с систематическим обсуждением каждой из них.
Учебник
В учебнике даётся представление о научной дисциплине в целом, её специфике и индивидуальности. Как правило, учебник ориентирован на внешнего по отношению к дисциплине человека. Формулировка проблемы в учебнике отстаёт от формулировки той же проблемы в монографии.

Статья имеет отличительное строение: перечень авторов; место работы авторов и источники финансирования; заглавие, претендующее на максимально краткое описание содержания статьи; аннотация или резюме; материал; благодарности; библиография; иногда указывают имя крупного учёного, который рекомендовал статью к публикации. Часто рукописи статей отклоняют; распространённые причины: тривиальность; недостаточная обоснованность выводов или интерпретации; недостаточная ознакомленность автора с работами коллег; несоответствие содержания рукописи профилю журнала.

Австрийский социолог Гемахер исследовал разность времени между физическим открытием и включением его описания в учебники. Например, закон Ампера -- 1720, 1750, эффект Доплера -- 1842, 1927, электромагнитная теория света -- 1871, 1903.

За счёт публикаций научное сообщество консолидируется. Важна традиция систематических ссылок, которая сформировалась в Европе в середине 19 века.


Реклама: