Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


(Дополнительно) общие методы научного познания

  1. Анализ и синтез. Анализ -- расчленение системы на элементы с целью их изучения. Анализ является условием перехода к синтезу. Синтез -- метод познания (не конструирования) структурных закономерностей на основе обобщения (а не объединения) знаний об элементах системы. После синтеза может проводиться новый анализ. В современной науке есть синтетические тенденции (например, появление стыковых наук) и аналитические (например, дифференциация наук).
  2. Индукция и дедукция. Индукция и дедукция -- средства умозаключения. Простейшим случаем индукции является полная индукция -- перечисление всех предметов. Однако практически имеет место неполная индукция. Она осуществляется через отбор фактов (в статистических методах исследования, распознавании образов) или на основе знания причинной связи явлений изучаемого класса (научная индукция). Целью индукции является установление причинно-следственной зависимости. Для этого используются следующие методы.
    1. Метод единственного сходства: если в двух исследуемых явлениях одно обстоятельство одинаково, а остальные различны, то первое обстоятельство является связью.
    2. Метод единственного различия: причиной явления считается то единственное обстоятельство, которое присутствует при данном явлении, а в других случаях отсутствует.
    3. Соединённый метод сходства и различия.
    4. Метод сопутствующих изменений: если возникновение или изменение одного явления необходимо вызывает изменение другого явления, то эти явления находятся в причинной взаимосвязи.
    5. Метод остатка: если сложное явление вызывается сложной причиной и известно, что часть её вызывает часть явления, то другая часть причины вызывает другую часть явления. Так, например, Леверье сделал вывод о существовании Нептуна.
    Дедуктивное умозаключение имеет следующую схему: если все предметы класса обладают свойством и предмет принадлежит классу, то предмет обладает свойством.
  3. Аналогия и моделирование. В основе аналогии лежит совпадение или сходство предметов по ряду признаков, существенных для целей познания. Например, Доплер по акустической аналогии перенёс свойства звуковых волн на световые. Приняты следующие условия переноса свойств:
    1. число общих признаков возможно большее;
    2. общие признаки существенны;
    3. общие признаки возможно более разнородны;
    4. переносимый признак относится к тому же классу, что и общие.
    Достоверность вывода по аналогии усиливается при увеличении глубины сравниваемых признаков: результаты функционирования, способы функционирования, реализующие структуры, субстратные признаки.

    Моделирование проводится, когда объект исследования (оригинал, прототип) недоступен, и состоит во введении заменителя объекта -- модели. Роль моделирования стала в полной мере осознанной с развитием кибернетики. Одна и та же функция системы может быть реализована различными структурно-субстратными средствами. Например, в живой почке выведение осуществляется через ультрафильтрацию, а в искусственной -- через диализ. Метод моделирования универсален: он применим в любой предметной области и на любом уровне познания. Классификация моделей.

    1. Материальные, идеальные.
    2. Предметоподобные (вещественные, субстанциональные), символические (знаковые, математические).
    3. Объектные, деятельностные.
    4. По форме представления: логические, математические.
    5. По природе моделируемых явлений.
    6. Эвристические, прогностические.
    7. По степени точности: точные, достоверные, приближённые, вероятностные.
    8. Полные, неполные.
    9. По глубине аналогии: субстратные, структурные, функциональные.
    10. По воспроизводимым свойствам: информационные, системные.


Реклама: