Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Существенные черты и механизмы научного творчества

  1. Множественность и многомерность. В научном познании задействованы многие субъекты и объекты (например, несколько учёных, школ, несколько поисковых полей21). Одна и та же задача может решаться разными школами или учеными. Но они могут выбирать различные данные и опираться на различные положения и каждый может выбирать свой путь решения проблемы. Но могут возникать и различные результаты.

    Множественность путей исследования возможна при наличии общих предпосылок. Это возможно, когда недостаточно эмпирических данных.

    Многомерность и множественность характеризует и методологию познания: возможны различные методы и приемы решения задачи.

  2. Конвергенция и дивергенция. Обусловливает разносторонность восприятия объекта, которая, в свою очередь, приводит к синтетическому результату (конвергенция)22. Пример: эволюционная доктрина -- жизнь есть продукт исторической эволюции.

    Напротив, ориентирование на одноплановость исследования, абсолютизация плана и данных и пресечение или ограничение возможности учёта других данных и теоретических моделей ведут к нескольким, различным результатам (дивергенция). Примеры: астрономические парадигмы Птолемея и Коперника, позиции Бора и Эйнштейна в отношении принципа неопределённости. Дивергенция в области теоретичеких результатов может привести к дивергенции на эмпирическом уровне. Эксперементальные исследования могут приводит к различным результатам, но критерием истинности положения служит конечный эмпирический базис. Дивергенция результатов переходит в дивергенцию тех научных дисциплин, которые изучали разные стороны или аспекты явления.

  3. Кумуляция, элиминация и генерирование. Кумуляция -- постепенное накопление более или менее однородных знаний. Затем решается, какие результаты остаются и какие отбрасываются. Кумуляция и элиминация оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на науку, поскольку может формировать как истинный, так и ошибочный результат. Элиминация может не только избавить от ошибочных знаний, но может исключить и ценные научные результаты, которые надо будет возвращать. В итоге получается генерализирующий результат, на основе которого формируется и развивается множественность поисковых полей. Итак, кумулятивный рост знания и генерирование новых знаний являются определяющими механизмами познавательного процесса.

  4. Дискуссия и диалог. Они связаны с кумуляцией и генерированием. В результате рождается общее решение или побеждает одна теория. Дискуссия -- способ публичного выражения и обоснования противоположных позиций, конкурирующих школ, точек зрения и направлений. Дискуссия осуществляется преимущественно в форме публикаций. Диалог -- форма непосредственного разговора между двумя и более лицами. В науке диалог осуществляется путем взаимодействия различных, но не соперничающих точек зрения.



Сноски

...21
Поисковое поле -- совокупность эмпирических данных и теоретических положений, используемых для объяснения неизвестного.
...22
Часто оказывается плодотворен переход учёного из одной области в другую.

Реклама: