Традиция -- повторяющееся воспроизводство, репродуцирование элементов опыта, сохранение и передача этих элементов внутри социальных групп или во взаимодействиях между ними. Традиции проявляются в повторении одних и тех же действий, одного и того же способа поведения в аналогичных обстоятельствах. Мамардашвили сказал: человека поднял плач по ушедшему. Это традиция (плач по ушедшему), которая действует в определенных культурах.
Какова роль традиции? Традиция реализуется в формах социальной памяти, поддерживает устойчивость, порядок, создаёт основу для взаимопонимания.
Существуют различные взгляды на традицию в науке. С точки зрения кумулятивистской модели, традиция в науке необходима: порождение научного знания непрерывно. Эта модель была первой, которая указала роль традиции в развитии науки. А модель научных революций отрицает уместность традиции в науке: развитие науки разрывно, самые значительные результаты достигаются вне следования традиции.
Традиция как предмет философского осмысления стала рассматриваться в XX веке, преимущественно во второй половине. (Галуа (XIX век): традиции в науке имеют самостоятельное положительное значение). Это произошло в связи со следующими факторами:
Элементы учения о традиции в науке содержались в работах Тулмина («Предвидение и понимание», 1961), Хэнсона («Модели открытия», 1958), Мертона («Социальная теория и социальная структура», 1957), Барбары («Наука и социальный порядок», 1952), Куна («Структура научных революций», 1962).
Приоритет отдаётся последней работе, так как в ней впервые
Научная традиция представлена парадигмой -- актуально действующим знанием, установленным в прошлом, -- и выполняет, в первую очередь, ограничительную функцию: в течение некоторого времени парадигма признаётся научным сообществом как основа для дальнейшего развития практической деятельности. В нормальной науке не требуется предсказание новых явлений, должно заниматься явлениями, предполагаемыми парадигмой. Центральное положение Куна: нормальная наука развивается факторами традиционализма (то есть традиция способствует росту научного знания). Это обусловлено двумя факторами.
Критики отметили логическое несоответствие в модели Куна: с одной стороны, нет ориентации на получение новых фактов, с другой стороны, они возникают. Учение Куна о традициях одномерно: традиция одна -- следование парадигме.
Учение о традиции получило развитие в работе Марка Полани «Личностное знание. На пути к посткритической философии» (195823). Полани выделил два вида знания:
Неявное знание свидетельствует о себе в лабораторных занятиях: чтобы им овладеть, надо действовать под руководством преподавателя. Гегель: надо научиться плаванию, стоя на берегу (этим высказыванием Гегель упрекал Канта в стремлении познания мира перед познанием познания). К неявному знанию относятся ценности научной деятельности, способы, приёмы и образцы решения научных задач. В соответствии с видами знания выделяются виды традиций: явные и неявные. Это деление придаёт многомерный характер научной традиции.
Развитие идеи Полани -- выделение специфических форм традиций каждого вида. Ричард Фейнман: физические теории, не относящиеся к квантовой электродинамике, по структуре очень похожи на неё.
Так как мир существует для людей через язык (языковая модель мира), то особенности традиций могут стимулироваться языком. Фейерабенд: язык задаёт определённые традиции и параметры сохранения элементов опыта. Поскольку есть язык науки, постольку существует научный менталитет. Например, английской науке присуща экспериментальность (Джон Локк), континентально-европейской -- рациональность (Рене Декарт), российской -- внутренняя чувственность.
Научные традиции дифференцируются не только по содержанию, но и по механизму воспроизведения (методу исследования), которому нельзя научить с помощью текста24. Нельзя, например, научить методу абстрагирования. Нужно включиться в систему взаимодействий в научном сообществе. Видеть, смотреть, наблюдать, изменять самостоятельно.