В XV-XVI веках появился патронаж: учитель и группа учеников объединялись вокруг патрона (например, магната, вельможи). Идея отношений учёного и патрона состояла в том, что учёный приносил дар, а патрон отвечал превосходящим даром. Пример. Галилей (XVII век) в молодости преподавал математику в университете, но ему это не нравилось. Решив перейти к патрону, он изготовил усовершенствованный телескоп и направил его на Юпитер, символ которого был на гербе Медичи. В результате он открыл спутники Юпитера, назвал их медицейскими звёздами, опубликовал открытие и разослал труд на собственные деньги. Герцог Медичи одарил Галилея медалью и пожизненным содержанием и назначил его первым математиком и философом королевского двора26. Благородный статус учёного ассоциировался с качеством его фактов -- «достойны доверия». Галилей оградил телескоп от астрономов27, но преподносил в дар сиятельным особам.
Для познавательской деятельности статус учёного был скорее внутренний, чем внешний. Научный статус был тесно связан со статусом патрона. В частности, общение осуществлялось через него, в форме рекомендации, инициации диспута и другого. Например, Медичи рекомендовал Галилею Тихо Браге, Кеплер похожим образом вступил в контакт с Галилеем, полемика Лейбница и Кларка осуществлялась через адрес принцессы-патронессы.
Патронаж стал основой академии.