С середины XV века стали появляться академии -- сообщества людей для совместного проведения наблюдений и экспериментов. Первые академии были неформальными объединениями, дружескими союзами. Для предотвращения распада в академии старались поддерживать вежливый тон общения. Принципиальность часто считалась плохим тоном, ориентиром выступали женские нравы. В частности, в разговорах не касались теологических, моральных, политических тем. Речь шла о естественнонаучных предметах, открытых для наблюдения.
Лондонское Королевское Общество. Было создано 28 ноября 1660 года по инициативе 12 человек. Их стремлением было развитие физико-математического эксперимента, отказ от принятия чего-либо на веру28. В 1662 году Карл IX пожаловал хартию, согласно которой Общество получило королевский статус. В ЛКО не было дисциплинарных разграничений, но имелись комитеты: по механике, астрономии, оптике, анатомии, химии, агрономии и другие. С 1665 года ЛКО издавало журнал, в котором в первые десятилетия можно было обнаружить только описания, без попыток объяснения. Занятиям в ЛКО посвящалось свободное время, научная деятельность была любительским делом, а не профессиональным, в частности, не работой. ЛКО оказывалась государственная финансовая поддержка, величина которой не зависела от плодотворности Общества; в число источников входила доля прибыли с передела земельных владений в Ирландии. Государственная власть оказывала протекцию ЛКО, но не управляла им; Общество не являлось государственной структурой.
Первые шаги государственной власти к управлению наукой были предприняты во Франции в к. XVII-XVIII веках. Причины:
Парижская Академия Наук. ПАН была основана в 1666 году. Академики имели пансион от королевской власти, что позволяло посвящать науке больше времени. Величина пансиона определялась возрастом. Некоторые посты могли занимать только академики, например: преподаватель в Королевском колледже, экзаменатор в военных училищах30, публичный лектор. Многие академики работали в ведомствах, например, военном. Французское государство ставило перед ПАН задачи:
Окончательная профессионализация науки произошла в конце XIX века. Историк науки Хан назвал это «второй научной революцией». Она характеризуется 1) становлением научного образования: специализированные институты взамен общих академий; 2) совмещением преподавательской и научно-исследовательской деятельностей. Например, во Франции в конце XIX века была учреждена Нормальная школа (Ecole Normale), призванная служить нормой, моделью для учебных заведений. За государственный счёт в неё были направлены более 1000 человек, которые по окончании обучения возвращались в провинции преподавать. Преподавание в Нормальной школе не предполагало обязательного занятия наукой. В 1890 годах появилась Парижская Политехническая школа, призванная подготовить гражданских и военных инженеров.
В германской науке существовало правило, установленное Вильгельмом фон Гумбольдтом (Берлинский университет): для получения должности профессора обязательно проведение научного исследования, а читать лекции могут только люди, защитившие диссертации, -- приват-доценты. Приват-доцент зарплаты не получал, но вёл лекции за плату. Профессор же получал хорошее жалование. В германской науке тема научного исследования была предметом выбора учёного, также как лекционные курсы -- предметом выбора студента. В Германии появились университетские исследовательские лаборатории. Самой известной была химическая лаборатория Юстуса Либиха. Во второй половине XIX века лидерство в науке перешло к Германии.
Профессионализация -- завершающий этап становления науки как социального института. В 1920 годах появилась социология науки. У её истоков стояли Мертон, Парсонс и Сторер.