В к. XIX-н. XX веков наука установилась как профессия. Государство берет на себя заботу о содержании научной профессии. В середине XX века возникла научно-техническая политика (НТП).
Авдулов (социолог науки): научно-техническая политика -- это планомерная, постоянная, организуемая специальными государственными органами работа, имеющая своей целью создание оптимальных экономических, правовых, политических и иных условий для динамичного, эффективного и экологически безопасного развития научно-технического потенциала страны. Это совокупности кадровых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, которыми располагает сфера «наука-техника», а также организационных и управленческих структур, обеспечивающих функционирование сферы «наука-техника».
Условия, способствовавшие появлению и созданию НТП начинают складываться к началу Второй Мировой Войны. Сама НТП уже является детищем послевоенного периода
Выделяют пять периодов научно-технической политики:
Институционализация. В системе государственной власти на разных уровнях в центре и на местах создавались специальные органы, отвечающие за разработку и осуществление научно-технической политики (в законодательной власти -- комитеты, комиссии, в исполнительной -- министерства, которые и управляют наукой).
Тогда эта задача была актуальна для западно-европейских государств. Особенно быстро её выполнение прошло во Франции (создано министерство науки) и в Японии (создано министерство внешней торговли и промышленности), а дольше всего -- в США (национальный научный фонд -- по фундаментальной науке, единого министерства науки нет до сих пор. Прикладная наука взята целым рядом министерств). За годы Войны научное сообщество США получило автономию. Война стимулировала развитие атомной промышленности, электроники, радиотехники, медицины.
Экстенсивный период, называемый социологами науки также «золотым веком» науки, характеризовался бурным ростом капиталовложений в сферу науки и техники. Чтобы поддерживать темп открытий, нужно было вкладывать очень много материальных ресурсов. Даже для развитых государств это крайне тяжело. С конца 1960 годов уровень капиталовложений снижался. И начинается следующий период.
Интенсивный период шёл в трёх направлениях.
Регионализация связана с тем, что в центрах39стало «тесно» (переполнение, экология, дорогое жилье) и потребовались мероприятия по их разгрузке, а именно: создание технополисов -- организованных в рамках города научно-производственных комплексов -- и научных парков -- аналогичных комплексов меньшего масштаба. Таким образом, центр тяжется перемещается на регионы.
Пример. В США в январе 1982 года Рузвельт провозгласил политику нового федерализма, которая включала перераспределение функций между центром и регионами. Другой пример -- программа «Технополис» в Японии в конце 1970 годов: около города организуется новый район или город (150-200 тысяч жителей), в котором создаётся научно-технический комплекс. Эта программа предъявляла следующие требования: укрепление базы для подготовки научных кадров, строительство учреждений, создание промышленных парков, проведение мероприятий по развитию бизнеса, развитие инфраструктуры, включение традиционных хозяйственных отраслей в наукоёмкое производство. По этой программе 60% финансирования составляли вложения государства, а 30% -- поддержка материнского города. Из 40 предложений отобрали 20. Регионализация сопровождалась вовлечением в наукофикацию общества малого и среднего бизнеса. Это контенгент очень важный и его часто недооценивают. Малые фирмы тоже обеспечивают большое количество рабочих мест (даже до половины).
Полный охват науки -- это охват всех секторов науки и всех стадий нововведений. Т. е. охватывает и фундаментальные исследования и прикладную науку и сам этап внедрения производства. Основной акцент -- заботы государства на стадии выхода продукта на рынок внутренний и мировой.
В США в 1989 году был издан закон о передаче технологий в интересах национальной конкурентоспособности, который предписывал (и обязывал) заниматься внедрением разработок в промышленность. С начала 1990 годов наука стала связываться с уровнем национального благосостояния.