Философия нового времени: Онтологические проблемы философии Нового времени (1)
Для философии эпохи Возрождения была характерна натурфилософская гилозоистическая картина
мира, полагавшая «жизнь» имманентным свойством праматерии и тяготевшая рассматривать Бога скорее в
качестве «перводвигателя», а не демиурга. Новое естествознание внесло коррективы в эти
представления о мире. Ориентация на достижения математики усилила тенденции аналитического подхода в
объяснении бытия мира. Органистическое истолкование бытия заменялось причинно-детерминистическим, в
основу которого были положены успехи механики и математики.
Декарт внёс ощутимый вклад в формализацию математического знания и применил эти методы к
осмыслению бытия мира. В основе мира лежат независимые друг от друга субстанции: материальная,
характеризующаяся протяжённостью, и духовная, характеризующаяся неделимостью. Материя редуцирована
до чувственно воспринимаемой предметной реальности.
Традицию отождествления материи с протяжённостью продолжили Гоббс и Ньютон. Их усилиями была сложена
механистическая картина мира, в которой материи отводится роль инертной субстанции, не связанной в
своём существовании с пространством и временем. Время понимается как чистая длительность, а
пространство - как пустая ёмкость для вещества. Субъектом познания выступает индивид с присущими
познавательными способностями (данными от природы или Бога) - чувствами и разумом. Объектом
познания выступает природа. Цель познания - открытие универсальных и вечных законов бытия, которые
в основном сводились к законам механики. Упрощённое понимание мира приводило к тому, что на первый
план выступало изучение не качественных, а количественных характеристик бытия.
Сложившуюся ситуацию пытался поправить нидерландский философ Спиноза. Дуализму философии Декарта он
противопоставил учение о единой субстанции. Мышление (душа) и протяжённость (телесность) являются
атрибутами единой и неделимой субстанции, которая тождественна природе, Богу. Бог у Спинозы, как и у
Бруно, - это самоактивность, самопроизводящая сила природы (causa sui - причина самой
себя). Тождество Бога и природы Спиноза сделал центральным пунктом онтологии. Всё, что существует.
содержится в субстанции нет ничего, и она содержит в самой себе. Вещь - модусов - единичное
проявление единой субстанции. Субстанция вездесуща в пространственном отношении и вечна во времени.
Спиноза сделал попытку объяснить мир из самого себя, но его рационалистический метод увёл на путь
абстрактных непререкаемых истин о мире. Если принять положение Спинозы о тождестве субстанции и
природы, то как тогда объяснить отношение бесконечного и конечного, неизменность субстанции и
изменчивость мира вещей. Этот вопрос остался открытым.
Лейбниц предложил учение о дискретности субстанции. Место единой субстанции заняло множество. Эти
субстанции - монады - представляют собой духовные, наделённые внутренней активностью единицы
бытия, образующие умопостигаемый первичный мир. Каждая монада есть единство материи и формы, тела и
души. Мыслитель предпринял попытку соединить телеологию (каждой вещи присуща своя цель) и
механическую причинность, объясняющую поведение каждой единицы бытия. Отрицание сущностного
взаимодействия физических тел предвосхищало субъективизацию категорий взаимодействия и причинности,
а усмотрение диалектики только в мире духовного готовило почву под последующего отчуждения
Абсолютного духа.
Французские мыслители решали онтологические проблемы с позиций материализма. Жюльен Ламетри
(1709-1751), Поль Гольбах (1723-1789), Клод Гельвеций (1715-1771) и Дени Дидро (1713-1784)
провозгласили материю единой субстанцией мира, неразрывно связанной с движением. Движение
рассматривалось не как внешнее, а как внутреннее свойство, как способ существования. Идея единства
материи и движения снимала проблему перводвигателя и отметала концепцию деизма (Бог, сотворив мир,
не принимает в нём какого-либо участия). Вселенная предстала как «необъятная и непрерывная цепь
причин и следствий». Материя бесконечна в пространстве и вечна во времени, тем не менее её познание
возможно, ибо она состоит из атомов - неделимых частиц. Такая позиция вела к отождествлению
материи с массой. С одной стороны, это позволило определить материю как «то, что воздействует
каким-нибудь образом на наши органы чувств», c другой стороны, это стало одним из источников
кризиса философских основ физики в начале 20 века. Движение понималось преимущественно как
механическое. Взаимосвязь событий и взаимодействие явлений воспринимались на уровне внешних связей
(по типу механических), что вело к абсолютизации необходимости и недооценке случайности. Так
сложилась концепция механического детерминизма и соответствующая ей методология, которая в
применении к познанию природы и общества грешила упрощением и вульгаризацией.
Специфика онтологии философии Нового времени отразилась на гносеологии, основными
противоборствующими сторонами которой были рационализм и сенсуализм. Это противостояние имело ещё
материалистическое или идеалистическое основания. Источники знания четырёх направлений представлены
в таблице:
| рационализм | сенсуализм |
материалистический | разум, сориентированный на восприятие мира (Гоббс, Спиноза) | ощущения, в которых отображается материальный мир (Локк, французские материалисты)
|
идеалистический | разуме, сориентированный на восприятие Бога (Декарт, Лейбниц) | ощущения,
в которых даны Бог или ощущения (Беркли, Юм) |
От такой «специфики» познания страдали оба направления, что нашло выражение в учении об истине.
Сенсуалисты придерживались относительной истины, а рационалисты претендовали на абсолютную истину.
Страниц в этом вопросе: 3
[1] -
[2] -
[3] -
Реклама: