Становление философских рефлексий в России. Оценка российской истории П. Я. Чаадаева
Русский народ получил первое представление о философии только тогда, когда на церковнославянский язык стали переводиться сочинения отцов церкви. К 12 веку на Руси имелся перевод богословской системы св. Иоанна Дамаскина, третьей части его книги, известной под заглавием «Точное изложение православной веры». В XIV в. были переведены сочинения Дионисия Ареопагита с коммен-тариями св. Максима Исповедника. Эти книги наряду с сочи-нениями других отцов восточной церкви имелись во многих русских монастырях.
При помощи подобных сочинений некоторые представители русского духовенства предпринимали попытки продолжать богословские и философские труды византийцев. Среди любителей философии того времени следует особо упомянуть Григория Сковороду (это уже 18 век) - моралиста, опирающегося главным образом на Библию, но использовавшего некоторые неоплатонические теории Филона (например, в вопросе толкования материи), отцов церкви и немецких мистиков.
Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Но этот источник и не единственный, и недостаточный, чтобы с его помощью объяснить специфику русской философской мысли. Она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация (Х в.) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры. Русская философская мысль имеет своим источнииком произведения киевского философа - митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца X - начала XI в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории и об историческом значении принятия им христианства. Ценными источниками русской средневековой общественной мысли явились литературные памятники «Слово о полку Игореве», летописные своды «Повесть временных лет» и др. Процессы политического единения Руси, образования русской национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию), настойчиво требовавшие глубокого социально-философского осмысления, также в немалой степени обусловили своеобразие русской философской культуры.
Века татарского господства, а впоследствии изоляционизм Московского государства помешали русскому народу (имеется ввиду, наверное, в ранних веках - 13-14) ознакомиться с западноевропейской философией. Русское общество не было в достаточной мере знакомо с западной культурой, пока Петр Великий «не прорубил окно в Европу». Влияние Запада сразу же сказалось на отношении к церкви. Среди русского дворянства, с одной стороны, широко распространилось вольтерьянство с его вольнодумством, с другой стороны, появилось стремление проникнуть в сокровенные глубины религии, найти сущность «истинного христианства».
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: