Структура личности
Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах
«По ту сторону принципа удовольствия» (1920);
«Массовая психология анализ человеческого "Я"» (1921);
«"Я" и "Оно"» (1923).
Предлагаемая модель личности представляет
собой взаимодействия
трех уровней,
находящихся между собой в определенных соотношениях.
Это - «
Оно» (Id) , т. е.
глубинный уровень бессознательных
влечений,
своеобразный резервуар
бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов,
биологических по своей природе.
Это основа деятельности личности, та психическая инстанция,
которая руководствуется своими собственными законами.
«Оно» является единственным источником
психической энергии и руководствуется
только принципом удовольствия.
Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению,
удовлетворению эгоистических потребностей,
не учитывающая реальных
жизненных условий, привела бы человека к гибели.
Поэтому в процессе эволюции у человека появляется
«
Я» (Ego) как сознательное начало,
действующее с учетом принципа реальности и выполняющее
функции
посредника между иррациональными стремлениями и желаниями
«Оно» и требованиями человеческого сообщества.
«Я», как сфера сознательного, соизмеряет требования
бессознательного «Оно» с конкретной реальностью,
целесообразностью и необходимостью.
Наконец, «
Сверх-Я» (Super-Ego) -
это внутриличностная совесть,
т. е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и
установки
общества.
«Сверх-Я» воплощает в себе интернализованные индивидом
«родительские образы», моральные запреты и нормы, внушенные
в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка
взрослых. В определенном смысле - это результат «дрессировки»
индивида обществом. «Сверх-Я» описывается как своего рода
моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические
бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить
их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества.
В процессе эволюции «Сверх-Я» стала неотъемлемой частью,
внутренним элементом личности.
Для образного описания взаимоотношений между «Я» и «Оно»
Фрейд прибегает к аналогии отношений между всадником и
лошадью.
Движется всадник только благодаря энергии лошади,
но формально управляет ею именно он.
Всадник должен сдерживать и направлять лошадь.
И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает
энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление
(всадник заснул или тяжело болен).
Положение «Я» существенно сложнее, чем положение
лошади («Оно»).
Во-первых, «Я» должно учитывать требования и условия реального
окружающего мира, т. е. следовать принципу реальности.
Во-вторых, «Я» испытывает постоянное давление со стороны мощного
«Оно», и этот конфликт между требованиями внешнего мира
(«Сверх-Я») и потребностями глубинных уровней личности («Оно»)
порождает у «Я» постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство.
В-третьих, «Я» подвергается отдельному нажиму «Сверх-Я»,
как моральному прессу, совести. И это, в свою очередь, вызывает у
человека глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней
личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми,
и именно в них лежит ключ ко всем психологическим и патологическим проблемам
как личности, так и общества. По своему положению и функциям в психике
человека «Сверх-Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных
влечений, т. е. переключение антикультурных порывов «Оно»
в социально приемлемые виды деятельности «Я».
Жесткая моральная цензура «Сверх-Я» мешает осознанию собственных
глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с
требованиями общества и морали. Это проявляется далеко не только
в сфере сексуального, но и в обыденных поведенческих актах.
Почему, скажем, завистник далеко не всегда осознает истинные
причины своей ненависти к объекту зависти?
Потому, что им с раннего
детства усвоено, что зависть - чувство недостойное,
неприличное, низменное. Если это осознать, то резко понизится
своя самооценка, самоуважение. Существенно легче объяснить себе
и окружающим собственные чувства действительными или мнимыми пороками
и недостатками объекта зависти. Таким образом и отрицательные чувства
сохранены и объяснены, и самоуважение не страдает.
Этот итог конфликта
обеспечивается действием открытых Фрейдом,
так называемых,
«защитных механизмов».
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: