Основные идеи экзистенциализма (4)
В целом
экзистенциализм представляет собой умонастроение человека XX в.,
утратившего веру в разум исторический и научный,
недаром он находится в оппозиции как к рационализму и
классическому идеализму, верившим в разумную необходимость исторического
процесса, так и к позитивизму. Не возлагая надежд
ни на божественное провидение, ни на логику истории, ни на
всесилие науки и техники и не доверяя природной мощи, экзистенциализм
обращается не к силе, а к слабости - к самому человеку в его
конечности. Сегодняшний человек, согласно экзистенциализму,
может черпать силы только в своей слабости, он может обрести смысл
своей жизни не перед лицом вечного и бесконечного,
а перед лицом
смерти. Освободить человека от всех надежд
на то, что он может обрести свободу с помощью чего-то
вне себя, и от всех иллюзий, связанных с этими надеждами,
поставить его перед собой и заставить заглянуть в себя -
вот та задача, которую поставил перед собой экзистенциализм.
Экзистенциальная философия
повернула внимание современной культуры
к проблеме
смерти.
«Быть или не быть» индивиду -
тема в философии человека XX в. еще более популярная,
чем во времена Шекспира.
А. Камю в «Мифе о Сизифе»
заявил, что место центрального философского вопроса должна занять
проблема самоубийства. И он видел свою гуманистическую задачу в том,
чтобы помочь человеку, который находится на грани отчаяния,
на грани самоубийства, сохранить жизнь. Чем ему способна помочь философия?
Во всяком случае, рассуждает Камю, не благодушно-оптимистическими
уверениями в том, что жизнь прекрасна - к ним отчаявшийся человек скорее
всего отнесется без всякого доверия. Бессмысленны,
безнравственны и те концепции философии прошлого, согласно которым
человек живет в лучшем из миров. Камю заявляет, что мир этот
абсурден; он подобен действиям Сизифа, поднимающего, по наказанию богов,
камень на гору, с которой тот снова должен покатиться вниз...
И все-таки
жизнь даже в ситуации абсурда -
ценность,
равной которой
у человека нет.
Но это жизнь, всегда «пограничная» со смертью.
Жизнь на грани смерти, утрата и поиск смысла жизни -
ситуации, которые в философии и литературе XX в.
исследовались глубже и тщательнее, чем прежде.
Каждый переживал смерть близких, многим в разгар жизни
и всем на ее исходе приходилось или еще придется смотреть
в глаза смерти. Всякий человек обязательно задумывается о смерти.
Жизнь индивида может быть наполнена смыслом, но может вдруг
утратить для него этот смысл. Достойно умереть, когда приходит
смерть, бороться с нею, когда есть шанс жить, помогать другим
людям в их именно смертной борьбе - это великое и нужное любому
человеку умение. Ему учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека,
смысл жизни - это вечные темы искусства и философии.
В
современной экзистенциалистской
философии жизнь часто определяется как
«
бытие к смерти».
В какой-то степени это верно - едва родившись, человек
«устремляется» к смерти.
И смерть в любой момент может оборвать нить жизни...
Можно, да и нужно понять людей, чьи мысли и чувства -
под влиянием личных и социальных переживаний -
повернулись, в основном, к проблеме смерти.
Это бывает не только в случаях индивидуальной социальной патологии
(параноидальной одержимости идеей самоубийства),
но и в ситуациях, не так уж редко выпадающих на долю вообще-то
здоровых людей, в ситуациях конфликтного выбора,
отчаяния, причем нередко совпадающих с высокими духовно-нравственными
порывами личности. И все же, рассуждая о человеческом
бытии одновременно реалистически и гуманистически, правомерно усомниться
в теоретической и нравственной справедливости определения сущности жизни
человека как бытия к смерти.
Человеческая жизнь (да и жизнь вообще) постоянно
развертывается не просто через противоположность, через «устремленность»
к смерти, а скорее через противодействие ей.
И человек в нормальном состоянии ориентируется именно на жизнь.
Он научился полагаться на ее силу. О смерти же он мыслит
и заботится скорее в крайних, действительно «пограничных»
между жизнью и смертью ситуациях - но даже и в них человек
способен не только и не просто отдаться «бытию к смерти»,
а либо проявлять огромную волю к жизни, либо сознательно
жертвовать своей жизнью во имя высоких принципов,
во имя жизни других людей. Экзистенциалистская философия оправданно
исходила из того, что близость, угроза смерти чаще всего
заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни,
«повернуться»
от быта, от повседневности к самому бытию, к собственной
экзистенции - сущности, которая едина с существованием.
Страниц в этом вопросе: 4
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
Реклама: