Обыденное и теоретическое сознания
Обыденное сознание -
это стихийный способ осознания людьми своего опыта
повседневной жизни.
Индивиды «повторяют» на уровне обыденного сознания содержание
своего общественного бытия, не используя при этом средств и
методов специальной познавательной деятельности. Поэтому говорить о
полной свободе сознания от общества, об абсолютной уникальности и
неповторимости каждого индивида, по-видимому, нельзя. Жить в обществе и
быть свободным от него невозможно.
Обыденное сознание пронизывает сферу классовых, национальных,
религиозных, профессиональных и т. д. отношений. Люди, принадлежащие к
той или иной социальной группе, вынуждены как бы автоматически принимать
и «правила ее игры».
Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных
связей и закономерностей общественного бытия и находит свое выражение
в науке и других своих формах, поскольку последние также воспроизводят
не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности,
требующую опосредованного теоретического познания.
В реальной жизни теоретическое и обыденное сознание плотно связаны между
собой, взаимно воздействуют друг на друга, но для философского
анализа их следует выделить и обособить.
«Научное понятие в житейской ситуации окажется так же несостоятельно,
как житейское понятие в научной ситуации».
Теоретическое сознание видоизменяет, модифицирует, окультуривает обыденное
сознание, но и без последнего обойтись невозможно.
Но в то же время его выводы не всегда будут справедливыми, потому что
его возможности ограничены эмпирическими обобщениями.
Обыденное сознание есть низший по сравнению с теоретическим уровень сознания,
но это вовсе не уменьшает его значения и важности для повседневной жизни.
Однако если рассматривать с позиции обыденного сознания вопросы, которые могут
быть правильно решены только с научно-теоретических позиций, то в общественном
сознании возникают иллюзии и заблуждения.
В любом случае общественная наука должна оставаться на теоретическом уровне,
чтобы не потерять свой научный статус.
Разделение на обыденный и теоретический уровни основано на противопоставлении
жизненно-практического, несистематизированного (хотя и не полностью
стихийного) и в то же время целостного жизнепонимания,
а с другой стороны - того состава идей, которые подверглись творческой
разработке и рациональной систематизации. Есть мнение, что
обыденное сознание - это нечто «неполноценное»,
«варварски»
стихийное, не имеющее никаких других объективных причин для своего
существования и развития, кроме низкой культуры масс. Однако на
деле подавляющее большинство населения любого государства больше интересует
то, что может быть полезным и надежным именно в обыденной жизни.
Цельность сознания - это один из главных показателей его жизнестойкости.
Можно не владеть ни одной теоретической системой, не быть знакомым
с философскими построениями и не испытывать тем не менее серьезных
психологических неудобств, если обыденное сознание внутренне бесконфликтно
и гармонично. Обыденное сознание ближе к повседневной реальности, чем
его теоретические формы, поэтому в нем полнее отражена специфика ситуации.
Опыт обыденного сознания - это то богатство, из которого черпают свое
содержание частные науки, философия и искусство.
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: