Структура философии
Что касается
структуры философии, то она
до сих пор точно не определена. Наиболее
распространена её трактовка как состоящей
их трёх тесно друг с другом связанных
частей (уровней):
онтологии (учении о бытии),
гносеологии (учение о познании)
и
аксиологии (всеобщая теория ценностей).
На
онтологическом уровне решаются
проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком.
Человек как особая мыслящая структурная единица бытия
и реального мира необходимо
вступает с ним во взаимодействие.
Это приводит человека к постановке
вопросов о сущности мира и его
происхождении, о том, что лежит в основе мира (например,
материальная или духовная субстанция). Человек
пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы
о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается
и развивается ли вообще.
В отличие от частных наук, философия
ставит эти вопросы в предельной форме, говоря
о наиболее общих предпосылках
бытия, о его наиболее общих закономерностях.
Это порождает
разнообразие философских систем
по их
решению онтологических проблем.
Например, философы по-разному
отвечающие на вопрос
о том, что лежит в основе: дух или материя, дают
нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса.
Являясь частью бытия, человек в то же время
определенным образом противостоит ему и
осознает это свое противостояние.
Поэтому окружающий мир воспринимается
как объект познания. На этом уровне, называемом
гносеологическим, философия ставит вопрос о познаваемости мира.
В рамках этого вопроса строится теория познания.
Человек не только познает мир, но и живет
в нем как его часть, эмоционально воспринимает
и осознает
свое существование, взаимоотношения с другими людьми,
свои права и обязанности. Эти проблемы решаются
на
аксиологическом уровне.
Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия
человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию
интересует человеческое отношение к бытию, а не
бытие как таковое или законы его познания.
Имеются и другие уровни в структуре философии.
Например,
праксиологический уровень связан с анализом
практической деятельности человека по освоению
реального бытия, предметного мира.
Человек познает закономерности бытия, оценивает
их значимость для своего развития и развития
человечества в целом, имея возможность творчески
применять полученные знания.
Для каждого уровня философии характерной является
определенная философская
дисциплина. Однако не все
дисциплины можно отнести к какому-то одному уровню.
Назовем эти дисциплины, возникшие в результате
дифференциации философского знания.
Логика - учение о последовательном
и упорядоченном мышлении. Они изучает
формы выражения мыслей и формы
развития знаний, приемы и методы познания, а также
особые законы мышления.
Философская антропология исследует проблемы
природы, сущности и существования человека
как особой формы бытия.
Этика изучает проблемы добра. Ее цель - выявить
фундаментальные, предельные основания
справедливых, разумных и осмысленных действий
в совместной жизни людей.
Эстетика исследует сущность прекрасного,
формы его проявления в искусстве и природе, а также его
воздействие на воспринимающего.
Социальная философия - дисциплина, связанная с выяснением
вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к
общественным явлениям, как реализуют себя
в общем бытии социальные закономерности.
Философия языка расматривает возникновение, развитие и
функции языка, а также его значение в жизни человека и общества.
Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной
веры и религиозного сознания, о специфики
их функционирования в обществе, о значении религии
для человека.
Страниц в этом вопросе: 3
[1] -
[2] -
[3] -
Реклама: