Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Софисты

Человек и сознание - тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами.
      
Софисты
 - «платные учителя мыслить, говорить и делать». Их интересовала не истина, а эристика (искусство побеждать в споре, тяжбе). Поэтому слово «софист» обретает нарицательное значение. Под ним имелся в виду человек, способный черное выдать за белое, и наоборот, в зависимости от поставленной перед ним задачи. Софистика выступала против всего, что жило в сознании людей без удостоверения его законности. И все же это направление внесло определенный вклад в развитие логики, риторики. Софисты продемонстрировали текучесть понятий как образов, замещающих обозначаемую действительность; внесли определенный вклад в разработку относительной истины, поставив вопрос о необходимости доказательности выдвигаемых положений. Основные выводы софистов заключаются в следующем: (1) главное свойство материи не ее объективность, а ее изменчивость; (2) ничто не существует само по себе, а существует лишь в отношении к другому и через другое; (3) все существующее имеет свою противоположность. Исходный принцип, сформулированный Протагором «Человек - мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности индивида. В целом же софисты, как мастера риторики и эристики, подготовили вывод о том, что окружающий нас мир в силу своей неопределенности и изменчивости непознаваем, а стало быть, и необъясним. Софисты были первыми среди философов, которые получали гонорар за обучение. В V в. до н. э. в большинстве греческих городов быд демократический строй, а потому влияние человека на государственные дела, как судебные, так и политические, в большой степени зависело от его красноречия, его ораторского искусства, умения находить аргументы в пользу своей точки зрения и таким образом склонять на свою сторону большинство сограждан. Софисты как раз и предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизни. Релятивизм (относительность знания) в теории познания служил обоснованием и нравственного релятивизма: софисты показывали относительность, условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Подобно тому как человек есть мера всех вещей, всякое человеческое сообщество (государство) есть мера справедливого и несправедливого. Если софисты своей деятельностью заложили предпосылки классического этапа развития философии античности, то с именем Сократа связывают ее первые шаги.

Страниц в этом вопросе: 2
[1] - [2] -


Реклама: