Софисты
Человек и сознание - тема, которая
входит в греческую философию
вместе с софистами.
Софисты -
«платные учителя мыслить, говорить и делать».
Их интересовала не истина, а эристика
(искусство побеждать в споре, тяжбе).
Поэтому слово «софист» обретает
нарицательное значение.
Под ним имелся в виду человек, способный черное выдать
за белое, и наоборот,
в зависимости от поставленной перед ним задачи.
Софистика выступала против всего,
что жило в сознании людей без удостоверения
его законности.
И все же это направление внесло
определенный вклад в развитие логики, риторики.
Софисты продемонстрировали текучесть понятий как образов, замещающих
обозначаемую действительность; внесли определенный вклад в разработку
относительной истины, поставив вопрос о необходимости доказательности
выдвигаемых положений.
Основные
выводы софистов заключаются
в следующем:
(1) главное свойство материи не ее объективность, а ее изменчивость;
(2) ничто не существует само по себе, а существует лишь в отношении
к другому и через другое;
(3) все существующее имеет свою противоположность.
Исходный принцип, сформулированный
Протагором
«Человек - мера всех
вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих,
что они не существуют».
Критерием оценки хорошего и дурного
становятся здесь чувственные склонности индивида.
В целом же софисты, как мастера
риторики и эристики, подготовили вывод о том,
что окружающий нас мир в силу своей
неопределенности и изменчивости непознаваем,
а стало быть, и необъясним.
Софисты были первыми среди философов,
которые получали гонорар за обучение.
В V в. до н. э. в большинстве
греческих городов быд демократический
строй, а потому
влияние человека на государственные дела, как судебные, так и
политические, в большой степени
зависело от его красноречия, его ораторского искусства,
умения находить аргументы в пользу
своей точки зрения и таким образом склонять на свою
сторону большинство сограждан.
Софисты как раз и предлагали свои услуги
тем, кто стремился участвовать в политической жизни.
Релятивизм (относительность знания)
в теории познания служил обоснованием
и нравственного релятивизма: софисты
показывали относительность, условность правовых
норм, государственных законов и моральных
оценок. Подобно тому как человек
есть мера всех
вещей, всякое человеческое
сообщество (государство) есть
мера справедливого
и несправедливого.
Если софисты своей деятельностью
заложили предпосылки классического этапа
развития философии античности,
то с именем Сократа связывают ее первые шаги.
Страниц в этом вопросе: 2
[1] -
[2] -
Реклама: