Сократ
Сократ (470-399 до н. э.) завершает
натурфилософию и открывает первые страницы философии человека.
Сократ полагает, что объектом пристального внимания должны быть человек и его
деяния, а потом все остальное.
Исходный тезис его философии: «Познай самого
себя». Это учение можно квалифицировать как этический антропологизм,
ориентированный на познание человека как общественного, так и нравственного
существа.
Обратившись к человеку, Сократ завершает натурфилософию. Восприняв от
предшественников элементы диалектики, он доводит ее до искусства проникать в
сущность человека и его дел. Метод «майевтики» Сократа нацелен на рождение
истины. Исходным принципом майевтики является положение:
«Я знаю, что я ничего
не знаю», а посему нужно искать и помнить,
что самое большое невежество считать
«будто знаешь то, чего не знаешь».
Как и у софистов, в центре внимания
Сократа всегда стояли
вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели,
справедливого общественного устройства.
Философия понималась Сократом как познание того, что такое
Добро и Зло. Поиск знания
о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или
несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические
отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради
развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины.
Но философия - любовь к знанию - может рассматриваться как
нравственная деятельность в том только случае, если знание само по себе
уже и есть добро. Именно такой
этический
рационализм составляет сущность учения Сократа.
Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины:
если человек знает, что именно хорошо, то он никогда
не поступит дурно - таково убеждение греческого философа.
Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой,
а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ.
И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание -
источник нравственного совершенства. Вот почему
философия как путь к знанию становится у Сократа средством
формирования добродетельного человека
и соответственно справедливого государства. Знание доброго - это,
по Сократу, уже и значит следование доброму, а последнее
ведет человека к счастью.
Как мы видим,
Сократ в отличие от софистов считал, что истинное знание
существует и пытался найти противоядие
от нравственного релятивизма софистов. Однако
при этом он пользовался их приемами, поэтому
в глазах афинских граждан он мало
отличался от остальных «мудрецов».
Испытывая чванливых обывателей Афин на мудрость,
Сократ вряд ли рассчитывал на
их благодарность. Его ирония раздражала,
а сила ума вызывала зависть.
Поэтому
трагедия Сократа была неизбежной. Его обвинили в том, что он не признает
существующих богов, развращает молодежь и подрывает общественные устои.
Сократа приговорили к смертной казни. Он мог уклониться
от наказания, бежав из Афин. Но он предпочел
смерть и в присутствии
своих друзей и учеников умер, выпив кубок с ядом.
В своем
последнем слове философ сказал: «Афиняне, избежать смерти не трудно, гораздо
труднее избежать нравственной порчи...
Умерщвляя меня, вы не избавите себя от
порицания. Такой способ самозащиты ненадежен.
Гораздо лучше другой способ: не
затыкать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше...»
Фигура Сократа в высшей степени
знаменательна: не только
его жизнь, но и его смерть символически
раскрывает нам природу философии.
Сократ пытался найти в самом
сознании человека такую прочную и твердую
опору, на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства после того,
как старый - традиционный - фундамент был уже
подточен индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа
не поняли и не приняли ни софисты-новаторы,
ни традиционалисты-консерваторы:
софисты увидели в Сократе «моралиста»
и «возродителя устоев», а защитники
традиций -
«нигилиста» и разрушителя авторитетов.
Страниц в этом вопросе: 2
[1] -
[2] -
Реклама: