Философская антропология 20 века (1)
Философская антропология -
направление в немецкоязычной философии,
конституировавшее
себя в конце 1920-х как принципиально новый
тип неклассического «философствования»,
предлагающий и реализующий программу антропологии
как единственно возможной современной
философии и противопоставляющий себя в этом
качестве иным философским дискурсам.
Исходная установка философской антропологии
задается тезисом о том, что любое вопрошание
в философии является всегда вопросом о том, что есть
человек, а любое «философствование»
есть исследование структур специфического человеческого опыта, его
критически-рефлексивное прояснение и обоснование.
Человеческое понимаемо только исходя из него самого.
Следовательно, нельзя рассуждать о человеке «частично»,
идя к антропологической проблематике из более
«широких» оснований -
онтологических, гносеологических, эпистемологических.
Философская антропология возможна только как синтетическая философия
человека.
Человек с необходимостью рассматривается
наряду с другим сущим, но как
особое бытие,
занимающее специфическое положение в космосе.
В этой перспективе
философская антропология
строится как
«строгая наука»,
нацеленная на сущностное измерение человеческого бытия,
которая при этом:
(а) не будучи собственно предметно-научным знанием,
совместима с последним и может синтезировать
в себе систематизированные данные конкретных научно-дисциплинарных
исследований;
(б) призвана преодолеть
как сложившийся дуализм предметов и методов
естественно-научного и гуманитарно-научного знания, так
и явить собой научно-философско-теологический
синтез;
(в) на этом основании снимает традиционное
для европейской философии противопоставление должного и сущего,
данного и заданного, витального и духовного, тела и души,
прорываясь через постоянные проблематизации своих содержаний
к подлинному, аутентичному, т. е. к собственно
человеческому в человеке. Ее
цель дать целостное,
а не совокупное знание о последнем,
дать
анализ
физического,
психического,
духовного
(и
божественного)
начал человека, вскрыть те силы и потенции, которые «движут»
им, а главное - благодаря которым «движется» он.
Выбор делается в пользу
«жизни», а не
«экзистенции»,
«уводящей в сторону».
Признавая, что экзистенциализм
открыл человеческое измерение,
представители
философской антропологии
подчеркивают, что и «экзистенциирующее
Dasein»
Хайдеггера закрывает
путь к собственно философской антропологии,
игнорируя проблему витальности, разрывая природно-органическое и
социокультурное, не видя специфичности человека как животного
и его уникальности как жизненного единства.
Человек изначально «вписан»
в мир, но в силу своей природной «недостаточности»
не может быть объяснен «из природы»,
центрирован в ней. Он трансцендирован «вовне»,
вынужден искать «центр»
вне себя; будучи лишенным основания, он вынужден постоянно
преодолевать «ничто».
Животное тождественно самому себе и своей среде,
поэтому оно «не обладает телом»
(тождественно «плоти»)
и «центрично»
(слито со средой), тогда как человек, дистанцируя себя
по отношению к самому себе (своей телесности) и к
своей среде (миру), имеет тело,
эксцентричен и открыт миру.
Человек, согласно философской антропологии, способен:
(1)
приспосабливаться к любой среде;
(2)
переходить из среды в среду;
(3) а самое главное - «
стать над» ней, и тем самым не просто
«жить», а «
вести жизнь»;
(4) более того, обладая самосознанием (способностью рефлексии),
накапливая опыт практической активности,
увеличивать свои
возможности.
Основная
проблема философской антропологии,
достаточно четко дифференцирующая
специфику ее дискурсов («разворотов»), -
удержание субъекта в мире.
В этом отношении философская антропология
во всех своих
версиях
«жестко»
оппонирует
«бессубъектной философии».
В силу того, что человек, будучи «недостаточным»,
усугубляет свою ситуацию тем, что живет в мире,
постоянно провоцирующем различные «разрывы»,
выталкивающем его ко всевозможным «границам»,
бытие человека всегда проблематично,
требует постоянного усилия для снятия своей
«неопределенности». Для этого ему необходимо привлечение не
только «знания контроля»
(естественно-научное знание),
но и «знания культуры», как и «знания спасения».
Страниц в этом вопросе: 2
[1] -
[2] -
Реклама: