Философская антропология 20 века (2)
Акцент на том или ином <знании>,
необходимом для <удержания> человека в мире, и особенности
видения его механизмов предопределили различия
четырех
основных версий (<разворотов>)
философской антропологии:
антропобиологической,
социологической,
культурологической
и
теологической.
Возможность каждого из них
содержится (фактически) в работах признанного
основателя философской антропологии -
Шелера.
Он же выделил
пять различных
европейских дискурсов,
по-разному ставивших проблему человека:
(1)
еврейско-христианский,
(2)
антично-греческий,
(3)
натуралистический,
(4)
декаданский,
(5)
ориентированный на сверхчеловека.
В основании первых трех - тот или иной образ человека,
два последних простраивают <принижающий> или <возвышающий>
тип его трактовок. Ни один из них, по мнению Шелера,
не решил и не мог решить проблему человека, так как последний не
был осознан как основа любого
возможного подлинного <философствования>.
С этих позиций Шелер дистанцировался от предшествующего философского
антропологизма. Конституирующую собственно
философско-антропологическую
программу он предложил в небольшой работе
"
Положение человека в космосе" (1928),
задуманной как
сжатое изложение его основного развернутого труда <Сущность
человека, новый опыт философской антропологии>
(реализовать задуманное помешала внезапная смерть Шелера).
В том же 1928 вышел другой классический для
философской антропологии
труд - <
Ступени органического и человек>
Плеснера (третьей конституирующей философскую антропологию
книгой считается работа Гелена <
Человек. Его природа
и положение в мире>, 1940).
Только Шелеру удалось столь
отчетливо заявить теоретико-методологические претензии
философской антропологии, частью и потому, что его
работа соотносилась с трудом Хайдеггера <Бытие и время>,
вышедшем в 1927 (и высоко оцененным самим Шелером).
Плеснер сформулировал одну из
центральных идей
философской антропологии - идею
позиционирования,
т. е.
занятия человеком позиции в социуме согласно мере
дистанцирования от природной реальности (эксцентрическая
позициональность).
Гелен же пошел по пути постепенного социологизирования
этой идеи через акцентирование необходимости
преодоления <нестабильности>
человеческого бытия и достижения его <
стабилизации>
(в том числе и через механизмы культуры,
выполняющие функции <разгрузки>
человека от чрезмерной необходимости выбора, т. е.
излишней неопределенности). Основные же механизмы <удержания>
человека и достижения <стабильности> -
система социальных институтов, позволяющая устанавливать порядки
и упорядочивать влечения.
Если в целом в философской антропологии преобладала тенденция к
субстанционализму (или - реже - к функционализму)
и ориентация на идеалы объяснения, то созданная внутри
философской антропологии
культурная антропология
заявила достаточно последовательно
свой антисубстанционализм и ориентировалась
не столько на познание, сколько на истолкование символов
культуры.
В этом своем стремлении она нашла поддержку у представителей
еще одной программы философской антропологии -
ее теологически ориентированных версий,
стремившихся вернуться к «синтетическому»,
центрированному вокруг понятия Бога пониманию
философской антропологии Шелером.
Признавая
объективность человека, теологически «развернутая»
философская антропология
центрируется вокруг тезиса о любви к Богу как высшем
проявлении этой объективности (как незаинтересованности),
любви в «чистом»
виде (что непосредственно восходит к Шелеру),
а также развивает тезис о теле как
«метафизическом слове духа» и конструировании истории через
слово.
Страниц в этом вопросе: 2
[1] -
[2] -
Реклама: