О вербальном и невербальном мышлении (кратко)
Вербальное и невербальное часто переплетаются в диалоге,
взаимодействуют друг с другом. Интересно, что невербальное средство
выражения может полностью заменить вербальное (кивок, например, вместо
утверждения словом), но может также усилить, сопроводить последнее.
Каждый, имеющий опыт коммуникации, прекрасно знает,
насколько иногда целесообразнее, экономичнее и доходчивее слова
может быть жест (описательный, например, уточняющий даже
самое точное слово), выразительное мимическое движение. И скольким из нас
предлагалось вместо вербальных описаний воспользоваться точным рисунком
расположения нужного дома или новым фасоном одежды, сколько
раз мы сами рисовали и показывали руками «как лучше пройти» -
вместо того чтобы воспользоваться словесным объяснением, сохраняя за
языком репутацию самого богатого и точного средства общения.
В чем же дело? А дело в том, что невербальные коммуникативные средства
генетически (как в филогенезе, так и в онтогенезе) старше вербальных,
и когда в ходе социализации человека сформировалась «чрезвычайная прибавка»,
как называл И. П. Павлов вторую сигнальную систему (язык),
она, эта «прибавка», не отменила, не вытеснила полностью невербальные
средства, а именно «прибавилась» к ним.
Таким образом, можно считать, что речевая моторика
(артикуляция) есть внешнее средство понятийно-абстрактного мышления,
перевода его в коммуникативное русло обмена информацией.
Невербальные же средства остались отчасти моторикой первой сигнальной
системы и особого, промежуточного уровня, охватывающего и
первую сигнальную систему, и часть второй сигнальной.
В ходе специальной фиксации (киносъемка, видеосъемка)
можно показать, что в акте речевого поведения человека сначала
развертываются невербальные коммуникативные средства, а затем -
если их ресурса недостаточно для взаимопонимания - вербальные средства,
поток речи на национальном языке. Другое дело, что
«невербальная подкладка» часто не обладает яркой выраженностью,
едва намечается и интенсивно покрывается собственной языковой частью речи.
Однако люди с самого раннего детства привыкают «считывать»
с лица и тела коммуникативного партнера именно невербальные проявления:
выражение лица, жест, позу. Научно доказано, что всем нам чрезвычайно важно
знать, в каких отношениях находятся вербальные и невербальные средства
выражения - либо они согласованы (в таких случаях говорят, что они
«сингармоничны») и тогда производят впечатление истинности, искренности,
убежденности говорящего в том, что его слова соответствуют внутреннему
его убеждению, состоянию, внутренним (мысленным и эмоциональным) оценкам;
либо они не согласованы («дисгармоничны» или даже «антагонистичны»),
и тогда партнер ощущает неискренность, ложь и пр. в словах говорящего.
Опыт подсказывает, что особенно чутки к сингармоничности или дисгармоничности
речевого поведения человека дети и домашние животные. Это обстоятельство
следует учитывать психиатрам, психотерапевтам, логопедам и педагогам вообще:
аутичность, неконтактность, а иногда и признаки речевых отклонений
наблюдаются исключительно из-за того, что терапевт или логопед не умеет
сингармонизировать свои вербальные и невербальные ресурсы и производит
впечатление неискреннего человека. И в педагогическом (и психиатрически
корректирующем) процессе неучет невербальных компонентов приводит
к весьма серьезным ошибкам: врачу (педагогу) молчание больного (учащегося)
представляется сигналом «непонимания», «незнания»,
а готовность к формально-верному ответу - сигналом знания,
«понимания». Между тем, как известно, человек с детства параллельно
приобретает два чрезвычайно важных умения - имитации, т. е.
подражательного поведения, и самостоятельного, продуктивного поведения.
Последнее, конечно, формируется не «само по себе»,
но с помощью научения (и имитации, и подкрепления)
и серий проб и ошибок. Важно, однако, учесть, что речевой материал
(язык как таковой) ребенок не может изобрести, а поэтому воспринимает
извне, имитируя, а затем и комбинируя уже освоенные
единицы и конструкции речи.
Страниц в этом вопросе: 4
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
Реклама: