Гипотезы о соотношении мышления и языка
- Язык есть мышление.
Подразумевается, что эти понятия тождественны, хотя
удобнее говорить об их синонимичности:
ибо ничто не есть язык, только язык есть язык.
Но это была бы тавтологическая характеристика.
Все же по этой формуле не может быть языка без
мышления и мышления без языка.
Речевая деятельность приравнивается к озвученному мышлению,
невыраженное мышление - к внутренней
речевой деятельности.
Отвергая такое мнение, критики утверждают, что, во-первых,
возможна речевая деятельность без мышления.
Во-вторых, часто для уже готовых
мыслей подыскивают слова, а иногда так и не находят.
В практике
речевой деятельности имеются также примеры ложных высказываний
(при правильных мыслях).
- Язык есть мышление, но мышление не есть язык.
В первой гипотезе возможна была перестановка элементов равенства
без ущерба для этого равенства (язык есть мышление, мышление есть язык).
Согласно данной гипотезе
речевая деятельность и мышление не одно
и то же, а разные стороны одного процесса.
Язык и интеллект развиваются в тесной связи, но ни один из
них не является результатом другого.
Мы можем мыслить без языка, но мы не можем говорить (осмысленно) без мышления.
Речевая деятельность, по мнению Г. П. Мельникова, меняет состояние сознания,
но это изменение может протекать и без участия языковых знаков,
например, под воздействием сигналов, получаемых от органов зрения,
осязания и т. п. «Следовательно, речевая деятельность всегда
сопровождается мыслительными процессами, но мышление может протекать
независимо от языковых процессов. Именно поэтому одно и то же
понятийное содержание может быть выражено различными
языковыми средствами».
- Язык не есть мышление, но мышление есть язык.
Согласно этому тезису, все, что высказано и реализовано в чувственно
воспринимаемых структурах (звукоряды, графические знаки и т. п.),
никак не может быть приравнено к мышлению и элементов такого не
содержит. Однако мышление как процесс протекает в формах собственного
языка. Психологи называют этот процесс внутренней речью,
имеющей предикативную
структуру, которая преобразуется во внешнюю - речь.
В этой группе можно выделить две разновидности:
- язык и мышление не имеют ничего общего.
Подлинное понимание мира может быть осуществлено только в мышлении
свободном от языка, хотя не исключено, что язык в состоянии сделать
мышление более экономичным, послужить ему опорой, однако в этой роли
способна выступать и другая знаковая система;
- язык не имеет никакого положительного влияния на мышление.
Так называемые вспомогательные средства для обозначения и фиксации мышления
служат помехой. Точно также и передача познанного осуществляется в языке весьма
несовершенным образом.
- Язык - это не мышление,
и мышление - это не язык. Согласно данному положению,
язык и мышление - разные типы поведения.
Сначала человек думает, затем говорит.
Даже если он говорит про себя, он сначала обдумывает.
Так, Э. Леннеберг убежден, что интеллект и речь,
интеллектуальная и языковая способности человека совершенно самостоятельны и
друг от друга не зависят.
Не все в мышлении относится к языку,
но и в языке не все можно причислить
к мышлению.
Страниц в этом вопросе: 4
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
Реклама: