Относительная и абсолютная истина
Важное место в теории познания занимают формы истины:
относительная и
абсолютная.
Под
абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание,
которое тождественно своему предмету и потому не может
быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
Такая истина есть:
- результат познания отдельных сторон изучаемых объектов
(констатация фактов, что не тождественно абсолютному
знанию всего содержания данных фактов);
- окончательное знание
определенных аспектов действительности;
- то содержание относительной истины,
которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
- полное, актуально никогда целиком не достижимое знание
о мире и о сложноорганизованных системах.
В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию
абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание
о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом);
относительная же истина -
это неполное знание о том же самом предмете.
В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в
относительной черты абсолютности.
Признание только относительного в
объективной истине грозит
релятивизмом,
преувеличение устойчивого момента -
есть
догматизм.
Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности
истины. Это означает, что любое истинное знание определяется
- характером объекта к которому относится,
- условиями места, времени;
- ситуации, историческими рамками.
Распространение истинного знания за
пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение.
Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.
Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина -
это не разные «сорта» истин, а одно и тоже истинное знание с этими
свойствами.
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: