Истина как процесс
Итак, истина по содержанию объективна,
а по форме -
относительна (относительно-абсолютна).
Объективность истины является основой
преемственности истин.
Истина есть
процесс.
Свойство объективной истины быть процессом проявляется
двояко:
во-первых,
как процесс изменения в направлении все
большей полноты отражения объекта и,
во-вторых,
как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций, теорий.
Одной из проблем, возникающих на пути ученого в процессе научного поиска,
является отграничение истины от заблуждения, или, иначе
говоря, проблема существования критерия истинности. Эта проблема
возникла не в последние десятилетия и даже не последние столетия.
Она имела место во все периоды развития философии,
начиная с античности.
Одни философы считали, что нельзя найти прочного основания,
с помощью которого можно было бы решить вопрос об объективной истинности
знания, поэтому склонялись к скептицизму и агностицизму.
Другие видели такой критерий в данных ощущений и восприятии человека:
все то, что выводимо из чувственно-данного, истинно.
Некоторые философы полагали, что достоверность всего человеческого знания
можно доказать путем выведения его из небольшого числа всеобщих положений,
истинность которых самоочевидна в силу из ясности и
отчетливости; противоречие им просто немыслимо. Однако таких
самоочевидных положений,
не требующих доказательства,
в действительности нет,
а ясность и отчетливость
мышления - слишком зыбкий критерий для
доказательства объективной истинности знания.
Таким образом, ни чувственное наблюдение, ни самоочевидность,
ясность и отчетливость всеобщих положений не могут служить критериями
истинности знания. Коренным пороком всех этих концепций является стремление
найти критерий истинности знания в самом знании,
в каких-либо его особых положениях, которые так или иначе считаются
привилегированными по сравнению с другими.
Встала задача найти такой критерий, который, во-первых, был бы
непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие,
и в то же время сам бы им не являлся;
во-вторых, этот критерий должен был соединять в себе всеобщность
с непосредственной действительностью.
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: