Понятие культуры
Культура - фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается
вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает
его от всех других живых существ и природы в целом.
Однако интерес к ее изучению и осмыслению
проявился относительно недавно.
Само слово «
культура»
появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде
всего агрокультуру, т. е. возделывание, обработку, культивирование земли.
Этот первоначальный смысл в дальнейшем уступает место другому,
связанному с личными достоинствами и совершенством человека.
В XVIII в., вошедшем в историю как эпоха Просвещения,
понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной
культурой. Именно в этом значении термин «культура» впервые получает
достаточно широкое распространение. Главное в нем - просвещенность,
образованность и воспитанность человека. Решающая роль при этом
принадлежит знанию, хотя и в этот период уже было ясно,
что образование является необходимым, но недостаточным условием для того,
чтобы быть культурным. Вместе с тем культура еще не стала объектом
всестороннего изучения.
Многие философы эпохи Просвещения понимали
культуру как
степень человеческого
в человеке, имея в виду его внутреннее,
духовное богатство. Английский этнолог Э. Тайлор, автор книги
«Первобытная культура» (1871) - одной из первых, посвященных
непосредственно культуре, определяет ее
как
совокупность
знаний, верований, искусств, ценностей, законов, обычаев и других
способностей и привычек, приобретенных человеком как членом общества.
Ф. Ницше понимал культуру как
стиль жизни народа.
Американский социолог Д. Белл определяет культуру как
систему эстетических
взглядов, нравственных оценок и стиль жизни, как способ
поддержания собственной неповторимой индивидуальности.
Исходя из существующих точек зрения на культуру, можно сказать,
что понятие культуры имеет
три основных значения:
(1) возделывание, творчество, производство; (2) образование, воспитание
и развитие; (3) поклонение и почитание; имеется в виду религиозный культ.
В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное
человеком, все достижения человечества. Культура предстает как
«вторая природа», которая сотворена самим человеком и образует собственно
человеческий мир, в отличие от дикой природы.
В этом случае культуру обычно подразделяют
на
материальную и
духовную.
Материальная
культура охватывает сферу материального производства и его
продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища, предметы быта,
одежду и т. д.
Духовная
культура включает в себя сферу духовного
производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство,
науку и т. д. Внутри ее часто особо выделяют художественную культуру,
включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь,
рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической
культуры.
Между материальной и духовной культурами имеется глубинное
единство.
Обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой
в конечном счете находится духовное начало - идеи, проекты и замыслы
человека, воплощаемые им в материальную форму.
Материальная форма требуется не только для технического сооружения,
но и для художественного произведения - скульптурного, живописного,
литературного и т. д. Примерами органического единства материальной и
духовной культуры могут служить архитектурные творения,
они одновременно являются и произведениями искусства, и служат
практическим целям (здание театра, храм, гостиница, жилой дом).
Вместе с тем между продуктами материального и духовного производства имеются
существенные
различия.
В художественном произведении равно значимы и
материальная оболочка, и духовное содержание, тогда как
в некоторых технических творениях бывает весьма трудно
обнаружить признаки духовности. В конкретных социально-исторических условиях
указанные различия могут вступить не только в противоречие,
но и в конфликт. Нечто подобное случилось с культурой в
XIX и особенно в XX в., когда материальная культура стала
все больше доминировать над духовной.
Таким образом, сущность культуры заключается в том, что она составляет
фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает
собственно человеческий способ существования.
Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается
во множестве
функций,
без которых невозможно само существование
человека и общества.
Главной из них является функция
социализации, или формирования и
воспитания человека, функция человекотворчества.
Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и
развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит
через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может
стать человеком.
Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом
и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют
традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д.
Культура при этом выступает в качестве своеобразной
«социальной наследственности»,
значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.
Второй функцией культуры, тесно связанной с первой,
является
познавательная и
информационная.
Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и
информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому.
Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества.
Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.
Не менее важной является
регулятивная, или
нормативная,
функция культуры, с помощью которой она устанавливает,
организует и регулирует отношения между людьми.
Эта функция осуществляется прежде всего через систему норм,
правил и законов морали и права,
соблюдение которых - необходимое условие существования и сосуществования
людей.
С названными функциями тесно переплетается
коммуникативная функция,
осуществляемая в первую очередь с помощью языка как главного
средства общения людей. Наряду с естественным языком отдельные области
культуры - наука, искусство, техника и др. - пользуются своими
специфическими языками, без которых невозможно овладение всей
культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим
национальным культурам и всей мировой культуре.
Существует еще одна важная функция культуры -
ценностная, или
аксиологическая.
Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций,
позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое,
прекрасное и безобразное.
Критерием таких различий и оценок являются прежде всего
нравственные и эстетические ценности.
Особого выделения заслуживает
творческая
функция культуры, которая
находит свое выражение в создании новых ценностей и знаний,
норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении,
реформировании и обновлении уже существующей культуры.
Наконец, важное значение имеет
игровая,
развлекательная,
компенсаторная
функция культуры, которая связана с восстановлением физических
и духовных сил человека, проведением досуга,
психологической разрядкой и т. д. В наше время эта функция
приобретает все большее значение, она нередко
осуществляется в ущерб другим.
Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к
двум:
накоплению и передаче социального опыта -
во-первых, критически-творческой
деятельности - во-вторых. Обе функции неразрывно связаны друг с другом;
накопление включает в себя отбор наиболее ценного и полезного из всего,
что имеется, а это предполагает критический подход, творческое отношение;
в свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование
всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию
чего-то нового.
Страниц в этом вопросе: 2
[1] -
[2] -
Реклама: