Культура и цивилизация
Понятия культуры и цивилизации тесно связаны между собой, часто не
различаются, воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют
много общего, тем не менее между ними существуют и различия.
По времени слово «
цивилизация» возникло гораздо позднее слова
«культура», только в XVIII в. Первоначально оно подчеркивало
превосходство развитых европейских стран над другими народами.
В этом смысле цивилизация противопоставлялась дикости и варварству,
означая высший этап развития человечества. Наиболее устойчивое употребление
и широкое распространение понятие цивилизации получило во Франции,
где оно использовалось в двух смыслах.
Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума,
справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл был тесно связан с
понятием культуры и означал совокупность определенных качеств человека:
незаурядный ум, образованность, изысканность манер, вежливость.
Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном
счете сводится к
трем основным.
- Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы,
между ними нет сколько-нибудь существенных различий.
В качестве примера можно указать на концепцию известного английского историка
А. Тойнби, который рассматривает цивилизацию в качестве определенной стадии
культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и
считая религию главным и определяющим элементом.
- Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как
сходство,
так и важные различия. Подобного взгляда, в частности,
придерживался французский историк Ф. Бродель, представитель
школы «Анналов», считавший цивилизацию базой культуры.
В центре его внимания находится цивилизация, рассматриваемая через
призму духовных явлений, главным из которых он считает ментальность.
- Культура и цивилизация противопоставляются друг другу.
Наиболее
ярким примером в этом плане может служить теория немецкого философа
О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы».
Согласно этой теории, цивилизация является умирающей,
гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой,
пишет Шпенглер, «как ставшее за становлением, как смерть
за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость
и окаменевший город за деревней и задушевным детством».
Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм,
она дает простор для развития искусства и литературы, для
творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности.
В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют
техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей,
превращая их в безликие существа.
Книга Шпенглера имела огромный успех. Однако сама концепция,
основанная на полной противоположности и
несовместимости культуры и цивилизации,
вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения.
Особой критике подверглась идея неизбежной
и близкой гибели Запада.
Однако при более строгом подходе культура и цивилизация могут рассматриваться
как относительно
самостоятельные явления, поскольку в каждом
из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие элементы,
черты и особенности. В частности, язык и знание
правильнее относить к культуре, а письменность и науку - к цивилизации.
Это дает основание для существования двух отдельных научных дисциплин -
культурологии и цивилизациологии, каждая из которых имеет свой
предмет изучения. Именно такой подход становится преобладающим
в современной литературе.
Цивилизация
возникла в результате неолитической революции, благодаря
которой в эволюции человечества произошли глубокие изменения.
Главным из них был переход от присваивающего хозяйства
(собирательство и охота) к производящей технологии (земледелие и
животноводство).
Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней
две основные
стадии: (1)
аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого
и феодального обществ; (2)
индустриальную, связанную с капитализмом.
В современной литературе активно исследуется третья стадия цивилизации -
постиндустриальная. Она возникла во второй половине XX в.
под воздействием научно-технической революции и высоких технологий,
вызвав к жизни постиндустриальное информационное общество.
В цивилизации особую роль играет
технология, с помощью которой общество
устанавливает отношения с природой. Для цивилизации характерны устойчивая
организация, инерционность, порядок, дисциплина и т. д.
Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно проявляется
в современный период, когда на наших глазах на основе новейших
информационных технологий создается единая универсальная цивилизация.
Что касается
культуры,
то в ней первостепенное значение имеют национальная
самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность,
изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое
и творческое начала, самоценность, стремление
к возвышенному идеалу и т. д.
Относительная независимость культуры и цивилизации и вместе с тем их
тесное взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и
противоречию между ними. Преобладание цивилизации и сведение к
ней культуры означало бы стагнацию общественного развития,
ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начал.
Именно такая ситуация наблюдается в современном обществе, когда
цивилизация все больше довлеет над культурой.
А что же думает о культуре Фрейд?
Возникновение культуры и готовность
к творчеству понимались Фрейдом как
проявление сублимации первоначально сексуальных стремлений, что
он и изложил в работе «"Культурная"
сексуальная мораль и современная нервозность» (1908).
С помощью понятия «сублимация»
(процесс, ведущий к разрядке энергии инстинктов в
неинстинктивных формах поведения).
Фрейд пытался вывести высшие психические функции из низших,
объяснить, не отказываясь от пансексуализма,
такие явления, как художественное творчество, научная деятельность,
философское познание истины. Психоаналитическая интерпретация
литературы и искусства связана прежде всего с механизмом преобразования
внутрипсихических конфликтов, детских комплексов, невротических симптомов
в художественное творчество.
Сублимация рассмотрена Фрейдом как основной
путь разрешения психических конфликтов, которые могут привести к неврозу.
В процессе творческой деятельности происходит перевод бессознательных
желаний в символические формы. Искусство, по Фрейду, функция
сублимирования бессознательных влечений, направленная на гармонизацию
принципов «реальности» и «удовольствия» путем вытеснения
из сознания социально неприемлемых импульсов.
Страниц в этом вопросе: 2
[1] -
[2] -
Реклама: