Средневековая социальная философия
Аврелий
Августин (354-430), стоявший на рубеже Античности и
Средневековья, дал первую развернутую версию христианской социальной философии.
Путь к новому человечеству, «учение о конце света», учение о церкви и
государстве - предметы обширного трактата Августина
«О Граде Божием».
Мировую историю отец церкви представляет как борьбу сторонников
всего земного, врагов Божьих, с одной стороны, и приверженцев
царства Божия - с другой. История начинается с грехопадения
Адама и рассматривается как поступательное движение к нравственному
совершенству, в котором человек обретает наконец «невозможность грешить».
Августин вводит идею прогресса, в первую очередь морального и духовного.
Реальные земные государства рассматриваются им как разновидности
неизбежного зла. Человеческая история имеет цель, но эта цель,
по мнению теолога, замышлялась не на земле.
Цель заранее предопределена, и итогом истории будет сообщество праведных,
Град Божий.
Средневековая социальная мысль интересна прежде всего
тремя
идеями, оказавшими огромное воздействие на последующее развитие
социальной философии.
Именно в Средние века зародилась
вера в то,
что человечество ожидает
прекрасное будущее. Когда земная история
закончится, люди (за исключением неправедных) окажутся в небесном раю,
где они избавятся от обязанности в поте лица добывать свой хлеб.
Другая важная средневековая мысль - это идея
аскетизма,
трансформировавшаяся позднее в требование различения естественных и
искусственных потребностей человека. Искусственные потребности, навязываемые
человеку несовершенным обществом,
должны быть отброшены. Как только станет возможным
удовлетворить естественные, или подлинные, потребности человека,
возникнет совершенное общество, означающее конец предыстории человечества
и начало его настоящей истории.
Третья идея - это представление о полном
равенстве
людей как необходимом условии их свободы.
До тех пор, пока люди будут в чем-то отличаться друг от друга
(в собственности, одежде, мыслях, ценностях и т. д.),
они не сделаются подлинно свободными.
Эти идеи наиболее ярко и отчетливо выразил
Франциск Ассизский
(1181 или 1182-1226) -
христианский религиозный подвижник, философ и поэт,
один из наиболее почитаемых западных святых в России.
В 1208 г. Франциск создал вместе с товарищами братство
неимущих проповедников, руководствуясь словами Христа,
что надо оставить все и идти за ним, не беря
«ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха».
В братстве точное следование этому завету ставилось выше форм монашеского
образа жизни. Желая подражать унизившемуся Христу, Франциск дал своим
единомышленникам название «меньшие братья» (минориты) и написал в
уставе Ордена францисканцев:
«Соблюдать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, живя
в послушании, без имущества и в чистоте».
Призыв к бедности Франциск понимал как результат простого подражания Христу,
который был бедным, а не как следование какой-то абстрактной идее.
«Жизнь без собственности» должна была означать полный отказ не
только от какого-либо имущества, но также и отречение от всего того,
что может использоваться для возвышения над окружающими:
от знания, от положения в обществе, от дорогой одежды и т. д.
Внешняя бедность - только исходная точка, основная цель -
внутренняя бедность и, значит, внутренняя свобода, освобождение от
привязанности к материальным и духовным благам и обретение блаженства
«нищего духом».
Бедность является подлинной, когда она основывается на скромности и
смирении. Скромность - это стремление быть
«меньшим», служение ближнему, признание собственной слабости,
ограниченности и незрелости перед лицом Бога. Смирение заключается не
только в том, чтобы умалять себя, быть готовым выслушать критику
и измениться к лучшему, но и в том, чтобы давать высокую оценку другим
людям, всегда выделять в окружающих
то хорошее, что в них ест.
Средством достижения духовной чистоты и внутренней свободы является любовь:
настоящая любовь к Богу и полное любви служение ближним способны победить
любые искушения.
Бедность, по Франциску, не самоцель. Она только средство
освобождения человека, дающее ему возможность полностью посвятить себя любви.
Это должна быть в первую очередь любовь к Богу, но из последней
непосредственно вытекает также любовь к созданным Богом человеку и природе.
Призыв к нищете как условию достижения свободы, завербовавший многих
сторонников, и отдаленно перекликающийся с практикой гораздо более
позднего реального коммунизма, вполне закономерно вытекал из отношения
Франциска к миру, из его идеи равенства всего сотворенного Богом.
Стать как брат одуванчик, как сестра маргаритка, не печься о завтрашнем
дне, не обременять себя ничем лишним в этом мире, чтобы свободно, как
рыбка, проскочить через любую сеть, - такова предпосылка внутренней свободы.
Истолкование Франциском свободы - одно из первых ясных представлений о
свободе в закрытом обществе. Такая свобода предполагает лишенность не
только собственности, но и всего того, что делает людей разными.
Люди могут быть свободны лишь в том случае, когда они во всех отношениях
равны друг другу и ничем не отличаются один от другого.
Францисканская идея равенства всех тварей нарушала, конечно,
один из главных принципов средневекового христианского мировоззрения -
иерархизм, в соответствии с которым человек находится намного ближе к
Богу, чем животные и растения, а тем более чем неживая природа.
И это, наряду с проповедью нищеты, вызывало серьезное недовольство церкви,
по крайней мере на первых порах. Однако в целом Франциск не противоречил
христианскому мировоззрению Средних веков, делавшему особый упор
на аскетизме.
Социальные представления Франциска интересны прежде всего тем, что
он с особой силой и образностью отстаивал те идеи, которые составили позднее
основу теорий коммунистического общества.
Когда религиозная вера заметно ослабла,
коммунистические теории стали переносить
рай на землю и объявлять его естественным финалом самой человеческой
истории, итогом действия непреложных законов истории и многовековой
борьбы человечества за свое освобождение. Поскольку на Бога
уже нельзя было рассчитывать, на первый план стали выдвигаться достижения
научного прогресса, особая эффективность централизованной экономики и
трудовой энтузиазм масс. Многообразные коммунистические утопии уходят,
таким образом, своими корнями в средневековые представления об обществе и
истории.
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: