Философия Платона (1)
Платон (427-347 до н. э.) (ученик Сократа)
по-иному трактует
принципы Парменида. Подобно элеатам,
Платон характеризует
бытие как вечное и неизменное,
познаваемое лишь разумом и недоступное
чувственному восприятию. Но в отличие
от элиатов, и так же, как у Демокрита,
бытие у Платона предстает как множественное.
Однако если Демокрит понимал бытие как материальный, физический
атом, то Платон рассматривает его как идеальное,
бестелесное образование - идею, выступая тем самым и
как родоначальник
идеализма в философии.
Изменчивому миру вещей Платон противопоставляет неизменный мир идей как мир
«истинного бытия».
Все, что имеет части изменчиво и потому не тождественно
себе, а следовательно, не существует. Существует
лишь то, что не имеет частей и, значит, не принадлежит
к чувственно-пространственному миру.
Итак, категориальный каркас философской системы Платона составляют:
идея (называемая также «сущностью») как активное,
формообразующее начало и
материя как страдательное начало,
олицетворение потенции.
Вещи причастны идеям и только
в силу этого они существуют.
Эта пара («идея», «материя»)
замыкается на
мировую душу,
обеспечивающую целесообразное
соединение идеи и материи, их единство.
В своем
взаимодействии идея, материя
и душа выступают причиной предметного мира, порядок
которого обеспечивает Создатель.
Бог упорядочил хаос, устроил ум в душе, а душу
в теле, построил Вселенную.
По Платону, Бог есть начало, середина и конец всего.
Он - начало,
ибо от него все происходит; он -
середина, так как он - сущность
всего; и он - конец, ибо все к нему устремлено.
Страниц в этом вопросе: 4
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
Реклама: