Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Философия Платона (1)

Платон (427-347 до н. э.) (ученик Сократа) по-иному трактует принципы Парменида. Подобно элеатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Но в отличие от элиатов, и так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстает как множественное. Однако если Демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, то Платон рассматривает его как идеальное, бестелесное образование - идею, выступая тем самым и как родоначальник идеализма в философии. Изменчивому миру вещей Платон противопоставляет неизменный мир идей как мир «истинного бытия». Все, что имеет части изменчиво и потому не тождественно себе, а следовательно, не существует. Существует лишь то, что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувственно-пространственному миру. Итак, категориальный каркас философской системы Платона составляют: идея (называемая также «сущностью») как активное, формообразующее начало и материя как страдательное начало, олицетворение потенции. Вещи причастны идеям и только в силу этого они существуют. Эта пара («идея», «материя») замыкается на мировую душу, обеспечивающую целесообразное соединение идеи и материи, их единство. В своем взаимодействии идея, материя и душа выступают причиной предметного мира, порядок которого обеспечивает Создатель. Бог упорядочил хаос, устроил ум в душе, а душу в теле, построил Вселенную. По Платону, Бог есть начало, середина и конец всего. Он - начало, ибо от него все происходит; он - середина, так как он - сущность всего; и он - конец, ибо все к нему устремлено.

Страниц в этом вопросе: 4
[1] - [2] - [3] - [4] -


Реклама: