Философия Платона (3)
У Платона, однако, возникает затруднение,
с которым идеализм не в состоянии справиться. Если душа и
едина и неделима, если она есть нечто самостоятельное
и нематериальное, то почему же она нуждается в теле?
Как связаны между собой тело и душа? По Платону, человеческая
душа состоит как бы из двух «частей»:
высшей - разумной,
с помощью которой человек созерцает вечный мир идей и
которая стремится к благу, и низшей -
чувственной.
Здесь телесное начало рассматривается не только как низшее по сравнению
с духовным, но и как само по себе злое, отрицательное.
Платон - сторонник теории переселения душ:
после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем -
в зависимости от того, насколько добродетельную
и праведную жизнь она вела в земном мире, -
вновь вселится в какое-то другое
тело (человека или животного). И только
самые совершенные души, по Платону, совсем
оставляют земной несовершенный мир и остаются
в царстве идей. Тело, таким образом,
рассматривается как
темница души, из которой последняя
должна освободиться, а для этого очиститься,
подчинив свои чувственные влечения высшему стремлению к благу.
А это достигается путем познания идей,
которые созерцает разумная душа.
С учением о предсуществовании душ связано
представление Платона о познании как
припоминании (анамнезис).
Еще до своего воплощения в тело душа
каждого человека прибывала в сверхчувственном
мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве
и красоте; поэтому и теперь для нее чувственные
явления - лишь повод для того, чтобы прозревать за ними их подлинную
сущность, идеи, которые душа тем самым как бы смутно припоминает.
Учение о припоминании оказало большое влияние на развитие идеалистической
теории познания не только в античности,
но и средние века, и в новое время.
Страниц в этом вопросе: 4
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
Реклама: