Философия Платона (2)
У Платона, как и у его учителя Сократа,
ведущей темой остается нравственно-этическая,
а важнейшими предметами исследования оказываются человек,
общество и государство. Платон полностью разделяет рационалистический
подход Сократа к проблемам этики:
условием нравственных поступков греческий философ тоже
считает истинное значение. Именно поэтому
Платон продолжает работу своего учителя по
исследованию понятий, пытаясь преодолеть
субъективизм теории познания софистов
и достигнуть верного и для всех единого,
то есть объективного, знания. Эта работа с
понятиями, установление родовидовых отношений
между ними, осуществлявшаяся Платоном и его
учениками, получила название
диалектики.
Знание подлинного бытия, то есть того, что
всегда себе тождественно и неизменимо, -
а таков у Платона мир идей, являющихся прообразами вещей
чувственного мира, -
должно, по замыслу греческого философа, дать
прочное основание для создания этики. А последняя рассматривается
Платоном как условие возможности справедливого общества,
где люди будут добродетельны, а значит, и счастливы.
Этическое учение Платона предполагает определенное понимание
сущности человека.
Подобно тому, как все сущее Платон делит
на две неравноценные сферы - вечные и самосущные идеи,
с одной стороны, и переходящие, текучие и
несамостоятельные вещи чувственного мира, с другой, -
он и в человеке различает бессмертную душу и
смертное, тленное тело.
Душа, по Платону,
подобно идее, едина и неделима, тело же, поскольку
в него привходит материя, делимо и состоит из частей.
Сущность души - не только в ее единстве, но и в ее
самодвижении: все, движущее себя само, согласно Платону, бессмертно,
тогда как все, что приводится в движение чем-то
другим, конечно и смертно.
Страниц в этом вопросе: 4
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
Реклама: