Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Философия Платона (2)

У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. Платон полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проблемам этики: условием нравственных поступков греческий философ тоже считает истинное значение. Именно поэтому Платон продолжает работу своего учителя по исследованию понятий, пытаясь преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верного и для всех единого, то есть объективного, знания. Эта работа с понятиями, установление родовидовых отношений между ними, осуществлявшаяся Платоном и его учениками, получила название диалектики. Знание подлинного бытия, то есть того, что всегда себе тождественно и неизменимо, - а таков у Платона мир идей, являющихся прообразами вещей чувственного мира, - должно, по замыслу греческого философа, дать прочное основание для создания этики. А последняя рассматривается Платоном как условие возможности справедливого общества, где люди будут добродетельны, а значит, и счастливы. Этическое учение Платона предполагает определенное понимание сущности человека. Подобно тому, как все сущее Платон делит на две неравноценные сферы - вечные и самосущные идеи, с одной стороны, и переходящие, текучие и несамостоятельные вещи чувственного мира, с другой, - он и в человеке различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Душа, по Платону, подобно идее, едина и неделима, тело же, поскольку в него привходит материя, делимо и состоит из частей. Сущность души - не только в ее единстве, но и в ее самодвижении: все, движущее себя само, согласно Платону, бессмертно, тогда как все, что приводится в движение чем-то другим, конечно и смертно.

Страниц в этом вопросе: 4
[1] - [2] - [3] - [4] -


Реклама: