Философия эпохи эллинизма
Если прежние этические учения видели главное средство нравственного
совершенствования индивида в его включенности
в общественное целое, то теперь, напротив,
философы считают условием добродетельной
и счастливой жизни освобождение
человека от власти внешнего мира, и прежде
всего - от политически-социальной сферы.
Такова уже в значительной мере установка школы
стоиков, а особенно
эпикурейцев.
К
стоикам в Греции принадлежали
Зенон
из Китиона
(ок. 333 - ок. 262 до н. э.),
Панетий Родосский (II в. до н. э.),
Посидоний (конец II - I в. до н. э.) и др.
Большую популярность школа стоиков получила
в Древнем Риме, где самыми выдающимися ее
представителями были
Сенека (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.),
его ученик
Эпиктет (ок. 50 - ок. 140)
и император
Марк Аврелий (121-180).
Философия для стоиков -
не просто наука, но прежде всего жизненный путь,
жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека
сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации,
сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней
Римской империи, где разложение нравов в первые века
новой эры достигло высшей точки.
Сенека, в частности,
был современником Нерона, одного из самых развращенных
и кровавых римских императоров.
Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают
достоинством мудреца; сила его в том, что он не раб
собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным
удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится
даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии
как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ.
Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они
строят свою этику на знании. Но, в отличие от Сократа,
они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и
безмятежности, безразличия ко всему внешнему.
Это безразличие они называют
апатией (бесстрастием).
Бесстрастие -
вот их этический идеал. Настроение
стоиков -
пессимистическое.
Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия -
значит научиться полностью владеть собой, определять
свои поступки не обстоятельствами, а только разумом.
Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой.
Под последней стоики понимают как внешнюю природу,
так и природу самого человека.
Природа для стоика - это рок, или судьба: примирись
с роком, не сопротивляйся ему - вот одна из заповедей
Сенеки.
Страниц в этом вопросе: 4
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
Реклама: