Эпикур
Полный отказ от социального активизма в этике мы встречаем
у материалиста
Эпикура (341-270 до н. э.), учение которого получило
широкую популярность и в Римской империи; наиболее
известным из римских эпикурейцев
был Лукреций Кар (ок. 99-55 до н. э.).
Отдельный человек, а не общественное целое -
вот отправной пункт эпикуровской этики.
Индивид - первичен; все общественные связи,
все отношения людей зависят от отдельных лиц,
от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия.
Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь
средство для личного благополучия индивидов; в этом пункте
Эпикур оказывается близок к софистам. Индивидуалистической трактовке
человека вполне соответствует атомистическая натурфилософия Эпикура:
реальным является бытие отдельных изолированных атомов, а то,
что составляется из них, - вещи и явления видимого мира,
весь космос в целом, - это лишь вторичные образования, лишь агрегаты,
скопления атомов.
В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична
(от греч.
hedone - удовольствие):
целью человеческой жизни Эпикур считает счастье, понимаемое как
удовольствие. Однако подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не
в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям.
Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен
идеалу меры. Поэтому неверно широко распространенное представление
об эпикурейцах как о людях, предающихся исключительно
чувственным наслаждениям и ставящих их превыше всего остального.
Высшим наслаждением Эпикур, как и стоики, считал невозмутимость
духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние
может быть достигнуто только при условии, что человек научится
умерять свои страсти и плотские влечения, подчинять их разуму.
Особенно много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями,
в том числе и с традиционной греческой религией, которая,
по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед
смертью и перед загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх,
Эпикур
доказывает, что душа человека умирает вместе с телом,
ибо состоит из атомов точно так же, как и физические тела.
Смерти не надо бояться, убеждает греческий материалист,
ибо, пока мы есть, смерти нег, а когда приходит смерть, нас
уже нет; поэтому смерти не существует ни для живых,
ни для умерших.
В области религии Эпикур - атеист. По его мнению, «природа не нуждается в
сверхъестественных силах». Она имеет свое основание в себе, и все в ней
совершается в силу естественной закономерности.
Источник религии - страх смерти
и незнание законов природы.
В сфере познания Эпикур - один из основателей сенсуализма. Он полагает, что в
основе познания лежат наши ощущения как предпосылки понятий (сгустков нашего
чувственного опыта).
Достоинства философии Эпикура не подлежат сомнению, и тем не менее эта философия
лишена перспективы. Она без остатка «растворяется» в концепции космоцентризма,
культивируя природную сущность человека, ориентированного исключительно на
рациональное основание мира. И в этом смысле философия Эпикуpa уступает
философии Платона, Аристотеля, где уже намечается поиск выхода за рамки
концепции космоцентризма.
Несмотря на известное сходство стоической и эпикурейской этики,
различие между ними весьма существенное: идеал стоиков более суров,
они держатся альтруистического принципа долга и бесстрашия перед ударами
судьбы; идеал же эпикурейского мудреца не столько моральный,
сколько эстетический, в его основе лежит наслаждение самим собою.
Эпикурейство - это просвещенный, утонченный и просветленный,
но все же
эгоизм.
Страниц в этом вопросе: 4
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
Реклама: