Скептитизм
Наряду со стоицизмом и эпикуризмом
оформляется
скептицизм. Основатели этой школы
Пиррон из
Элиды (360-270 до н. э.), а также
Тимон (320-230 до н. э.).
Исходная позиция
скептицизма заключается в отрицании истинности любого познания.
Название течения произошло от греческого глагола
skeptomai,
который в первоначальном и прямом смысле означает
«озираться»
или «осматриваться»,
а в производном - «взвешивать», «быть в нерешительности».
Последнее значение и легло в основу наименования школы,
так как для античного скептицизма характерно не прямое
догматическое отрицание возможности познания, а лишь
воздержание от решительных и окончательных высказываний,
от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг
другу, но,
с точки зрения скептиков, равносильных суждений.
По-видимому, именно Пиррону принадлежит характерная для всего
последующего античного скептицизма формулировка философской
проблемы. Философ, утверждал Пиррон, -
тот, кто стремится к счастью. Но счастье состоит только
в невозмутимости и в отсутствии страданий.
Кто желает достигнуть понятого таким образом счастья, должен
ответить на
три вопроса:
(1) из чего состоят вещи?
(2) как должны мы относиться к этим вещам?
(3) какой результат, какую выгоду получим мы из этого нашего к ним отношения?
На
первый вопрос мы, по Пиррону, не можем получить
никакого ответа: всякая вещь,
утверждал он, «есть это не в большей степени, чем то».
Поэтому ничто не должно быть называемо ни прекрасным,
ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым.
Ни о чем нельзя сказать, что оно существует по истине,
и никакой способ познания не может быть характеризуем ни как
истинный, ни как ложный. Всякому нашему утверждению о любом
предмете может быть с равным правом, с равной силой
противопоставлено противоречащее ему утверждение.
Из невозможности никаких утверждений ни о каких предметах Пиррон
выводил ответ на
второй вопрос. Единственный подобающий философу
способ отношения к вещам может состоять только в воздержании
(
epoch) от каких бы то ни было суждений о них.
Это воздержание, впрочем, не значит, будто для нас не существует
ничего достоверного. Скептицизм Пиррона не есть совершённый
агностицизм: безусловно достоверными являются для нас,
по Пиррону, наши чувственные восприятия или впечатления,
поскольку мы рассматриваем их лишь как явления.
Если, например, нечто кажется мне горьким или сладким,
то мое суждение «Это кажется мне горьким или сладким»
будет истинным. Заблуждение возникает лишь там, где высказывающий
суждение пытается от кажущегося заключать к тому,
что существует по истине, от явления - к его подлинной основе.
Ошибку совершает лишь тот, кто утверждает, будто данная вещь
не только кажется ему горькой (или сладкой), но что она
и по истине такова, какой она ему кажется.
Этим ответом на второй вопрос философии определяется, по Пиррону,
и ответ на
третий ее вопрос:
результатом, или выгодой из обязательного для
скептика воздержания от всяких суждений об истинной природе
вещей будет та самая невозмутимость (или безмятежность),
в которой скептицизм видит высшую степень доступного философу счастья.
Однако воздержание от догматических суждений вовсе не означает полной
практической бездеятельности философа: кто живет, тот
должен действовать, и философ так же, как все.
Но от всех прочих людей философ-скептик отличается тем,
что, приняв к руководству образ жизни, согласующийся
с обычаями и нравами страны, в которой он живет,
он не придает своему образу мыслей и действиям значения
безусловно истинных. Последующая античная литература сохранила
немало рассказов и легенд о моральном облике Пиррона,
о его глубокой убежденности в своей правоте, о поразительной
стойкости характера и невозмутимости, проявленных им не раз
в минуты опасностей и испытаний.
Итак, причину того или иного явления объяснить нельзя,
ибо все доказательства лишены
основания. Об окружающем мире мы ничего
не знаем, посему должны воздерживаться
от каких-либо суждений по этому поводу.
И только тогда мы сможем обрести
устойчивый и невозмутимый покой.
Скептицизм не сомневается в существовании мира,
но сомневается в том, что говорится об этом мире.
Страниц в этом вопросе: 4
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
Реклама: