Схоластическая философия: Фома Аквинский (1)
Реформатором католической доктрины выступил Фома Аквинский (1226-1274). Монах доминиканского ордена, студент, а затем магистр теологии Парижского университета. Преподавательская и писательская деятельность стали основным делом его жизни. И то и другое было подчинено единой цели - переработать аристотелизм в христианско-католическом духе, создать стройную теолого-философскую систему.
Первое, с чем столкнулся Фома Аквинский, - это была проблема
взаимоотношения веры и разума, религии и науки, церкви и общества. Неприемлемую для христианско-католической церкви позицию в прошлом веке занимал П. Абеляр - «понимать, чтобы верить». Более последовательный вариант рационализма сформулировал Аверроэс, рассматривавший теологию как псевдопознание. Религия должна подняться до уровня философии, если она хочет отвечать своему назначению.
Вступив в дискуссию с апологетами концепции «двух истин», Фома Аквинский разработал собственную доктрину, до сих пор действующую в католическом вероучении. Согласно его позиции, философия и религия отличаются друг от друга по методу достижения истины. Философия и наука опираются на опыт и разум, а религия черпает истины в откровении, в Священном писании. Но различие методов не означает различия предмета философии и теологии. Догматы теологии в своем большинстве нуждаются в философском обосновании - они становятся ближе и понятнее человеку как мыслящему существу и тем самым укрепляют его веру. На этом основании Фома Аквинский формулирует пять доказательств бытия Бога:
- В мире все находится в состоянии движения. Движение одной вещи является
причиной движения другой и так далее. Чтобы движение стало реальностью, нужен
первотолчок, перводвигатель, Бог.
- Первотолчок движения является одновременно и первопричиной. И этой
первопричиной является Бог.
- Все в мире случайно кроме Бога, обеспечивающего необходимость этих
случайностей.
- Мир состоит из вещей более или менее совершенных. И эта степень совершенства
задается абсолютным совершенством, в качестве которого выступает Бог.
- Все в природе целесообразно. Но эту целесообразность задает Бог.
Страниц в этом вопросе: 9
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
[9] -
Реклама: