Схоластическая философия: Иоанн Дунс Скот
Иоанн Дунс Скот (1265 или 66 - 08.11.1308), родом из Шотландии (Скот - т.е. Шотландец), автор «вопросов» (особый жанр комментария, характерный для философии Средневековья) к трудам неоплатоника Порфирия и Аристотеля (от названия одного из таких сочинений, «Тончайших вопросов на «Метафизику» Аристотеля», происходит прозвище Дунса Скота - «тончайший доктор»).
Дунс Скот следует как традициям ордена францисканцев, так и учению Аристотеля. Однако ему также принадлежит ряд основополагающих идей, резко отличающих его от мыслителей-современников. В отличие от Фомы Аквинского, примиряющего веру и разум, Дунс Скот строго разграничивал сферу их действия. Сам по себе человеческий разум не способен доказать бытие Бога или бессмертие души (что стремился осуществить Фома). Соответственно различается предмет теологии и философии - теология есть учение о Боге, исходящее из истин, данных в Откровении, философия (метафизика) - учение о бытии как таковом.
Бытие есть то, что присуще всему сущему, как Богу, так и сотворенным вещам, в одинаковом смысле. Благодаря этому мы можем путем рассуждения исходя из существования вещей доказать существование если не Бога, то первичной действующей причины. Однако эта первопричина обладает не просто бытием, а бесконечным бытием: именно бесконечность есть то, что отличает божественное бытие от бытия сотворенных вещей. В этой бесконечности совпадают все возможные «чистые совершенства» - такие атрибуты Бога как Благо, Мудрость и т.д., поскольку в бесконечном бытии они сами становятся бесконечными, а множество бесконечностей не может существовать. Вместе с тем божественные атрибуты, единые в бесконечном бытии, сохраняют свое различие «формально».
Утверждение, что нечто может совпадать по бытию и различаться формально кажется противоречивым, однако лишь потому, что мы привыкли иметь дело с вещами, в которых есть форма (то, что делает вещь именно такой) и «лишенность», не дающая ей быть чем-то другим. Поскольку же «чистые совершенства» не отягощены лишенностью, они могут быть различны по своей сущности и едины по своему бытию.
Характерная для философии францисканцев тенденция к «волюнтаризму» получила наиболее яркое воплощение в учении Уильяма Оккама.
Страниц в этом вопросе: 9
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
[9] -
Реклама: