Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Схоластическая философия: Уильям Оккам

Уильям Оккам (ок. 1285 - 1349), философ, логик, политический писатель, родом из Англии, учился и преподавал в Оксфорде. По обвинению в ереси был вызван в Авиньон папой Иоанном XII. Затем бежал в Мюнхен, к Людвигу VI Баварскому, политическому противнику папы. В Мюнхене им были написаны многочисленные политические сочинения, в которых он, в частности, защищал францисканский идеал бедности и выступал против учения о непогрешимости Папы. Религиозно-политические труды Оккама дают повод исследователям называть его «первым протестантом». Уильям Оккам обращал особое внимание на то, что Бог обладает абсолютной свободой воли - Бог мог бы не только сотворить другие вещи, но и установить другие законы. Защищая это положение, Уильям Оккам подверг критике реализм, учение о реальности универсалий (идей). Признание реальности идей, с точки зрения Оккама, ограничивает свободу божественной воли, поскольку получается, что Бог творит, сообразуясь с идеями. В противовес реализму Уильям Оккам разработал наиболее последовательную версию номинализма - учения о том, что универсалии суть только общие понятия, формируемые нашим разумом. Согласно Оккаму, Бог творит исключительно индивидуальные и случайные вещи, а не общие и необходимые (каковыми считаются идеи). Оккам старается показать, что допущение реальности универсалий ничем не оправдано, что универсальные сущности лишь мешают познанию. Отсюда знаменитый принцип, получивший название «бритвы Оккама»: «Не следует умножать сущности без необходимости». Также допущение универсалий представляется Оккаму противоречивым. Если «человек вообще» или «человеческая природа» и конкретный человек различные вещи, то «человеческая природа» не является природой данного человека. Если же это одна и та же вещь, то ее не следует приписывать ей различные сущности. Также Оккам отрицает утверждение реалистов, что универсалии необходимы для познания: если предмета познания и разума недостаточно для познания, то этому не поможет и введение универсалии как посредника, ведь для того, чтобы сравнить предмет и универсалию и убедится, что универсалия есть образ предмета, нужно уже знать предмет. Поэтому Оккам полагает, что человеческий разум способен прямо постигать сами индивидуальные предметы. Такое познание он называет «интуитивным». Однако это не единственный вид познания. Ведь мы можем мыслить предмет не только непосредственно, но и в его отсутствии, благодаря тому, что его следы сохраняются в памяти. Такое познание Оккам называет абстрактным, то есть отвлеченным. Именно благодаря абстрактному познанию порождаются и общие понятия, которым не соответствует какая-либо особая реальность. Просто представление об индивидуальной вещи может применяться для обозначения другой, сходной с ней вещи и даже множества вещей. Трактовка же общих понятий как универсалий возникла из-за логической ошибки, которую вскрывает Оккам. Высказывания (1) «Сократ есть человек», (2) «Человек есть имя существительное» и (3) «Человек есть вид» кажутся на первый взгляд сходными. И поскольку подлежащее должно быть чем-то реальным, то как «Сократ» - реальная вещь, так и «человек» - реальная вещь. Однако Оккам обращает внимание на то, что во втором и третьем высказывании речь идет скорее о слове или понятии «человек», а не о некотором реальном предмете «человек» как о некоторой отдельно существующей природы человека. Чтобы избежать этой ошибки, следует писать «Слово «человек» есть имя существительное», «Понятие «человек» есть видовое понятие». Отвергая универсалии, Оккам пришел и к отвержению реальности категорий причинно-следственной связи, времени, места, отношения и других важных понятий, имеющих многовековую историю. Тем самым Оккам предвосхитил ряд идей Нового времени (Мальбранша, Юма, Канта). Отвержение универсалий заставило Оккама переосмыслить и понятие «материи», которая мыслилась ранее как чистая возможность, не существующая без универсальной формы. Оккам, таким образом, вынужден признать, что материя есть также некая актуальная, индивидуальная и познаваемая сущность. Номинализм Оккама имел также важные последствия для теологии - Оккам решительно отвергал возможность рациональных доводов касательно божественных атрибутов и существования Бога.

Страниц в этом вопросе: 9
[1] - [2] - [3] - [4] - [5] - [6] - [7] - [8] - [9] -


Реклама: