Философские идеи эпохи возрождения: Философия антропоцентрического гуманизма
У истоков антропоцентрического гуманизма стоял Данте Алигьери (1265-1321): «Комедия» и
философские трактаты «Пир» и «Монархия». «Преодоление» средневекового теоцентризма продолжили
Франческо Петрарка (1304-1374) и Джаноццо Манетти (1396-1459) (трактат «О достоинстве и
превосходстве человека»). Человек выполняет роль среднего звена в противостоянии тленного мира
земли и вечного мира небес. Он имеет двоякое предназначение: внеземное существование и земное
блаженство. Второе реализуется в гражданском обществе, а к первому ведёт церковь, без притязаний на
светскую жизнь. (97) Достойная земная жизнь составляет первейший долг человека и ни в коем случае не
должна приноситься в жертву загробному миру.
Мировоззренческая направленность гуманистической мысли заложила основания для новой философии -
философии эпохи Возрождения. Теоретическое основание новой философии составили аутентичные переводы
классической античности. Комментарии, в отличие от средневековых, были ориентированы не на
противостояние, а на диалог, взаимопроникновение земного, природного и божественного. Предметом
философии стала земная жизнь человека, а задачей - не противопоставление духовного и
материального, а раскрытие их гармонического единства. Следование природе провозглашено обязательным
условием. Аскетический идеал - лицемерие, противоестественное природе человека состояние.
(98) Начала формироваться новая этика, основанная на единстве и равноправии души и тела. Казимо
Раймонди (-1435): «В самой природе заложена красота, и человек должен стремиться к наслаждению и
преодолевать страдания». Земное блаженство, как достойное человека существование, должно стать
предпосылкой небесного блаженства. Человеческое - это лишь возможность, заложенная в человеке
Богом, осуществление которой требует существенных культурных и творческих усилий. Единство природы и
культуры обеспечивает предпосылки возвышения человека до Бога, а творческая деятельность, являющаяся
продолжением и завершением божественного творения, обеспечивает предпосылки обожествления человека.
Мир и человек - творение Бога. Предназначение человека заключается в активном наслаждении миром,
которое возможно только в творческой жизнедеятельности. Этика гуманизма противостоит средневековой
этике аскетизма и пассивности.
Философия гуманизма «реабилитировала» мир и человека и поставила онтологическую проблему
соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного. Решение её стало содержанием
неоплатонического периода развития философии Возрождения.
Страниц в этом вопросе: 8
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
Реклама: