Философские идеи эпохи возрождения: Неоплатонизм эпохи Возрождения (1)
В решении онтологических проблем философия Возрождения ориентировалась в основном на сочинения
Платона. Перед авторитетом схоластического Аристотеля Платон стал символом прогрессивного развития
философской мысли.
Оживлению платонизма в Италии способствовала деятельность Георгия Плифона (1360-1452). В учении,
изложенном в труде "Законы", он пытался преодолеть разрыв божественного и природного, сохраняя Бога
не как демиурга, а как первопричину. Мир - это не результат отчуждения Бога, его «эманация», а
открытый познанию сам образ Бога.
Идею мира как Бога активно прорабатывал Николай Кузанский (1401-1464). Бог есть всё в свернутом
виде. Это всё, будучи развернуто, - есть мир. (Пантеизм.) Такая позиция означала отход от
религиозной персонификации Бога и антропоморфных представлений о нём. Речь у Кузанского идёт о
соотношении мира конечных вещей с их бесконечной сущностью. Космология Кузанского тоже
пантеитична: Бог есть «окружность и центр, так как он везде и нигде», и мир зависит от Бога. Не
Земля, а Бог является центром Земли и всего в мире. Такой вывод лишал геоцентризм своего
теологического оправдания, предвосхищал будущую концепцию гелиоцентризма. Учение о человеке
построено в том же духе: как космос в свёрнутом виде содержится в Боге, так и абсолютная природа
Христа есть свёрнутое состояние человеческой природы (микрокосмоса). Уподобление человека Богу
осуществляется на путях познания мира. Если Бог «развёртывает» мир, то человек силой своего разума
развёртывает понятия о мире, читая божественную книгу - мир природы. Познание есть восхождение от
знания конечного, которое дают чувства и рассудок, к постижению бесконечной сущности вещей разумом.
Относительно средневековой проблемы о соотношении веры и разума Кузанский отметил, что вера
есть путь постижения Бога в его «свернутом» состоянии, а разум - путь познания «развернутого»
мира. Пути веры и разума не следует смешивать.
Философские воззрения Кузанского не сразу нашли своих сторонников. Только в 16 веке его идеи
существенно повлияли на развитие натурфилософии, прежде всего, философии Джордано Бруно, который
выявил в наследии Кузанского тенденции, враждебные не только схоластике, но и теологии. Трактовка
Кузанского бесконечности мира получила развитие в философии Рене Декарта, в частности, в обосновании
беспредельности Вселенной. Понимание Бога как «свернутого» и мира как «развернутого» нашло своё
продолжение в материалистическом пантеизме Бенедикта Спинозы. Учение о совпадении противоположностей
получило своё развитие в немецкой классической философии.
Марсилио Фичино (1433-1499) больше внимания уделил социально-этической проблематике, в центре
которой стоит человек. Усилиями Фичино была создана Флорентийская платоновская академия,
объединявшая наиболее выдающихся деятелей культуры. На базе этого центра осуществлялась
переводческая и комментаторская деятельность М. Фичино, благодаря которой достоянием стали не только
сочинения Платона, но и произведения эллинистического неоплатонизма Плотина, Ямвлиха, Порфирия,
Прокла.
В философии Фичино предпочитал видеть не «служанку» богословия, а «учёную сестру» религии,
открывающую разуму вечные истины, заключённые в вере, и выявляющую внутреннее единство космоса,
объединяющего Бога, природу и человека. Бог везде, но не он распространяется в мире, а мир
простирается в Боге. Душа объединяет мир тленный и мир бесконечный. Эти миры не противостоят друг
другу, как в Средневековье, а находятся в гармоническом мироустройстве. Движение от Бога к миру и от
обратно называется тремя именами: Красота (начало от Бога), Любовь (охватывает мир), Наслаждение
(соединение с создателем). Мир - не произведение Бога, а открытый познанию образ Бога.
Человек - божественное творение, рождённое царствовать подобно Богу на земле.
Учение о свободе человека явилось стержнем философской антропологии Пико делла Мирандолы
(1463-1494). Человек - это особый мир космоса. Его природа в философии неоплатонизма есть
результат свободной, ответственной творческой деятельности, а не есть раз и навсегда данное.
«Божественность» человека - не в том, что он есть творение Божие, «созданное по образу и
подобию», а в том, что она как человеческое совершенство не дана, а достижима. Нужны негативная
реакция на сущее и желание должного.
Мысли о единстве космоса, всеобщей одушевлённости природы, понимание природы как «внутреннего
мастера», а человека как высшего самотворения получили дальнейшее развитие в натурфилософии эпохи
Возрождения, преддверием которой была философия естествознания. Гуманистический антропоцентризм
обеспечил устойчивую веру человека в способность познать мир и самого себя и подготовил новое
естествознание и натурфилософию.
Страниц в этом вопросе: 8
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
Реклама: