Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Философские идеи эпохи возрождения: Неоплатонизм эпохи Возрождения (1)

В решении онтологических проблем философия Возрождения ориентировалась в основном на сочинения Платона. Перед авторитетом схоластического Аристотеля Платон стал символом прогрессивного развития философской мысли. Оживлению платонизма в Италии способствовала деятельность Георгия Плифона (1360-1452). В учении, изложенном в труде "Законы", он пытался преодолеть разрыв божественного и природного, сохраняя Бога не как демиурга, а как первопричину. Мир - это не результат отчуждения Бога, его «эманация», а открытый познанию сам образ Бога. Идею мира как Бога активно прорабатывал Николай Кузанский (1401-1464). Бог есть всё в свернутом виде. Это всё, будучи развернуто, - есть мир. (Пантеизм.) Такая позиция означала отход от религиозной персонификации Бога и антропоморфных представлений о нём. Речь у Кузанского идёт о соотношении мира конечных вещей с их бесконечной сущностью. Космология Кузанского тоже пантеитична: Бог есть «окружность и центр, так как он везде и нигде», и мир зависит от Бога. Не Земля, а Бог является центром Земли и всего в мире. Такой вывод лишал геоцентризм своего теологического оправдания, предвосхищал будущую концепцию гелиоцентризма. Учение о человеке построено в том же духе: как космос в свёрнутом виде содержится в Боге, так и абсолютная природа Христа есть свёрнутое состояние человеческой природы (микрокосмоса). Уподобление человека Богу осуществляется на путях познания мира. Если Бог «развёртывает» мир, то человек силой своего разума развёртывает понятия о мире, читая божественную книгу - мир природы. Познание есть восхождение от знания конечного, которое дают чувства и рассудок, к постижению бесконечной сущности вещей разумом. Относительно средневековой проблемы о соотношении веры и разума Кузанский отметил, что вера есть путь постижения Бога в его «свернутом» состоянии, а разум - путь познания «развернутого» мира. Пути веры и разума не следует смешивать. Философские воззрения Кузанского не сразу нашли своих сторонников. Только в 16 веке его идеи существенно повлияли на развитие натурфилософии, прежде всего, философии Джордано Бруно, который выявил в наследии Кузанского тенденции, враждебные не только схоластике, но и теологии. Трактовка Кузанского бесконечности мира получила развитие в философии Рене Декарта, в частности, в обосновании беспредельности Вселенной. Понимание Бога как «свернутого» и мира как «развернутого» нашло своё продолжение в материалистическом пантеизме Бенедикта Спинозы. Учение о совпадении противоположностей получило своё развитие в немецкой классической философии. Марсилио Фичино (1433-1499) больше внимания уделил социально-этической проблематике, в центре которой стоит человек. Усилиями Фичино была создана Флорентийская платоновская академия, объединявшая наиболее выдающихся деятелей культуры. На базе этого центра осуществлялась переводческая и комментаторская деятельность М. Фичино, благодаря которой достоянием стали не только сочинения Платона, но и произведения эллинистического неоплатонизма Плотина, Ямвлиха, Порфирия, Прокла. В философии Фичино предпочитал видеть не «служанку» богословия, а «учёную сестру» религии, открывающую разуму вечные истины, заключённые в вере, и выявляющую внутреннее единство космоса, объединяющего Бога, природу и человека. Бог везде, но не он распространяется в мире, а мир простирается в Боге. Душа объединяет мир тленный и мир бесконечный. Эти миры не противостоят друг другу, как в Средневековье, а находятся в гармоническом мироустройстве. Движение от Бога к миру и от обратно называется тремя именами: Красота (начало от Бога), Любовь (охватывает мир), Наслаждение (соединение с создателем). Мир - не произведение Бога, а открытый познанию образ Бога. Человек - божественное творение, рождённое царствовать подобно Богу на земле. Учение о свободе человека явилось стержнем философской антропологии Пико делла Мирандолы (1463-1494). Человек - это особый мир космоса. Его природа в философии неоплатонизма есть результат свободной, ответственной творческой деятельности, а не есть раз и навсегда данное. «Божественность» человека - не в том, что он есть творение Божие, «созданное по образу и подобию», а в том, что она как человеческое совершенство не дана, а достижима. Нужны негативная реакция на сущее и желание должного. Мысли о единстве космоса, всеобщей одушевлённости природы, понимание природы как «внутреннего мастера», а человека как высшего самотворения получили дальнейшее развитие в натурфилософии эпохи Возрождения, преддверием которой была философия естествознания. Гуманистический антропоцентризм обеспечил устойчивую веру человека в способность познать мир и самого себя и подготовил новое естествознание и натурфилософию.

Страниц в этом вопросе: 8
[1] - [2] - [3] - [4] - [5] - [6] - [7] - [8] -


Реклама: