Философские идеи эпохи возрождения: Социально-политическая философия гуманизма
Эразм Роттердамский (1469-1536) полагал, что теологию должна сменить этика, а философия обязана
спуститься с неба на землю. Вопросам нравственности и политики посвящены его сочинения «Наставление
христианского воина» и «Воспоминания христианского государя». А «Похвальное слово Глупости»
стало книгой века. (Восхваляя себя, Глупость разоблачает бессмысленность общественных установлений,
пороки духовенства и др.) Человеческая жизнь есть борьба с пороком. Оружием против пороков является
молитва, укрепляющая дух, и знание, укрепляющее ум. В философии Эразма нет места аскетическому
отрицанию и осуждению мира, природы и человека. Этика обрела онтологические обоснования. Аскетически
мрачному миру средневековья Эразм противопоставил позицию человека, который «с душевным
удовольствием» «глядит на дела Господа». Эразм видел в христианстве прежде всего человеческие
ценности и требования человеческой нравственности, определяемые не догмами церкви, а заповедями
Христа. «Христианский гуманизм» Эразма вошёл в противоречие не только со средневековым взглядом на
ничтожество человеческой природы, но и с реформаторскими представлениями о греховности человека.
Оптимизм и гражданский пафос Эразма получили развитие только во взглядах автора «Утопии» Томаса
Мора (1478-1535).
Мор противопоставил этический идеал всеобщности эгоизму, связанному с существованием частной
собственности и господством частного интереса. Этический идеал всеобщности он обосновывал ссылками
на Священное писание. В «Утопии» Мор вывел не только социально-политический, но и нравственный
идеал. Люди живут для счастья, а «счастье - в получении удовольствий, честных и благородных, в
сохранении хорошего здоровья, в отсутствии страха».
Мечта гуманистов о радикальной реформе церкви и христианском единстве народов. рухнула с
наступлением эпохи социальных конфликтов, в противостоянии реформационного движения и
контрреформационного католичества. В недрах феодального общества рождались буржуазные общественные
отношения, требовавшие создания сильной централизованной государственной власти, свободной от
церкви.
Одним из идеологов зарождающейся буржуазии был Никколо Макиавелли (1469-1527). 14 лет политической
деятельности во Флоренции развеяли в нём все иллюзии о божественном происхождении власти и выявили
несостоятельность концепции «народного суверенитета». В работе «Государь» Макиавелли описал
«идеального властелина». Основа государства - сила. Эффективность власти обеспечивается хорошими
законами и войском. Чрезмерные щедрость и милосердие государя пагубны. Верность, прямодушие и
честность - это скорее недостатки, чем достоинства, так как люди неблагодарны, непостоянны,
склонны к лицемерию и обману. Государь не должен посягать на чужое имущество (люди скорее простят
смерть родителей, чем потерю собственности). Одна из главных идей состоит в том, что неискоренимый
эгоизм человеческой природы требует общественного института, который способен поставить человека в
жёсткие пределы, блокируя его эгоизм и регламентируя его поведение. Макиавелли сделал попытку
посмотреть на государство человеческими глазами и вывести его законы из разума и опыта, а не из
теологии. Макиавелли освободил политику от религиозной морали и от религии вообще. Этические
начала христианства неосуществимы в политике, христианство не работает на укрепление государства.
Макиавелли ориентировался на государя - реформатора, законодателя, выразителя общенациональных
интересов, а не на государя - тирана, узурпатора.
Социально-политическая мысль эпохи Возрождения нашла развитие и в творчестве Жана Бодена
(1530-1596). В работе «О государстве» он отстаивал идеал абсолютной монархии. Не народ, а монарх
является «источником права и закона», но сам правитель должен следовать естественным и
божественным законам. Появились сочинения, уточняющие модель абсолютизма: власть монарху даёт народ.
Иоганн Альтузий (1557-1688) в произведении «Политика» определил государство как «общенародный
союз». Отношения правителя и народа оговариваются договором, нарушение которого наказуемо. Такие
элементы концепции «естественного права» развились в 17-18 веках.
Социально-политическая мысль тесно связана с пониманием человека, более психологическим, чем
онтологическим. Такой взгляд был не только отходом от теоцентризма, но порывал и с
антропоцентризмом. Человек возвращался к матери-природе. На первом плане - внутренний мир
человека.
Предметом «Опытов» - книги Мишеля Монтеня (1533-1592) о человеке своей эпохи - стал
обострённый интерес к собственному «Я». Если другие создавали Человека, то Монтень исследовал
подлинного человека в жизни повседневной и простой. «Опыты» воссоздают картину самоанализа.
Обращаясь к философии как к методологии, Монтень констатировал, что общепринятая философия,
подверженная традициям и авторитету, не может быть инструментом исследования проблемы человеческой
нравственности. Он выступал за право на скептицизм как методологический приём. Издеваясь над
догматами, Монтень отмечал: «Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чём они меньше всего
знают». В отличие от античного скептицизма, обличающего невежество, Монтень пытался найти
пути его совершенствования. Только признав незнание, которое само по себе есть первый и ощутимый
результат познания, можно освободиться от гнёта предвзятости. Ощущения - лишь предпосылка знания,
ибо ощущения, как правило, не адекватны характеру источника. Нет абсолютного знания, оно всегда
относительно, так как объект познания находится в постоянном изменении. Монтень один из первых
сформулировал проблему «права» на истину. Безумно судить, что истинно и что ложно, на основании
осведомлённости. Это напоминает Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Монтень критически относился к теоцентризму и антропоцентризму. Философия Монтеня - это
учение об искусстве жизни, ибо «жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага и
зла, смотря по тому, во что... превратили её». Учение Монтень строил на природных основаниях,
ориентируясь не на мораль как форму общественного сознания, а на нравственное сознание индивида.
Основанием этики Монтеня являлось органическое единство души и тела, ориентированное на земную
жизнь, а не на вечное спасение. Отрицание бессмертия души не только не разрушает нравственность, а
делает её более разумной. Принятие жизни во всей её сложности - такова позиция этики Монтеня.
Жизнь - не средство спасения и не средство общественных целей. Она самоценна. В выработке
достойного смысла человек должен прежде всего опираться на самого себя. Индивидуализм Монтеня
противостоял не обществу, а общественному лицемерию. Это ответ на общественную потребность
зарождающихся буржуазных отношений. (В течение 50 лет после смерти Монтеня «Опыты» переиздавались
во Франции 20 раз.)
Страниц в этом вопросе: 8
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
Реклама: