Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Принцип детерминизма в философии. Законы науки и их роль в системе научного познания (2)

Логическая предсказуемость основана на формальной аристотелевой логике, которая к физической причинности имеет мало отношения. Логическое отношение р → q ничего не говорит о естественной связи событий р и q, о мире в целом. Логически одинаково верны утверждения «железо расширяется при нагревании» и «железо сжимается при нагревании». Логическая связь - это не связь физическая. Логически бесспорно, что день не может наступить, пока не окончится ночь. Однако логическая связь между двумя событиями - наступлением ночи и наступлением дня - не является причинной связью: оба события причинно связаны с третьим - вращением Земли, но не друг с другом. Таким образом, говорить о необходимости мы не имеем ни эмпирических, ни логических оснований, и Юм сделал отсюда правильный вывод: необходимость может быть принята лишь как метафизическая гипотеза. Чтобы избавиться от метафизики нужно отказаться от необходимости? Это было слишком чревато для познания, так как подрывает идею предсказуемости и ведет к представлению о возможности свободы в природе, что отвергалось позитивистами. Поэтому Юм отождествил свободу со случайностью, которая представляется таковой лишь в силу существования скрытых, непознанных причин. В квантовой теории эта идея выступает сейчас как гипотеза скрытых параметров. Если бы мы узнали все «скрытые причины», то убедились бы, что не только в природе, но и в душевном мире не может быть никакой свободы. Причинный «закон», кроме необходимости, предполагает еще всеобщность. Если необходимость хотя бы находит эмпирическое подтверждение в регулярности наблюдаемых природных явлений, то всеобщность не обладает даже этим эмпирическим статусом. Например, сказать, что все тела в пустоте падают с одинаковым ускорением, - значит не выразить никакого факта: факта падения всех тел ни Галилей, и никто вообще из людей не мог никогда иметь в своем опыте. Кант справедливо считал, что опыт не дает нам истинной всеобщности. Поскольку опыт не может удовлетворить стремления разума к всеобщему и необходимому знанию, разум рождает требуемую для такого знания причинность a priori. Если опыт содержит нечто такое, что не может быть объяснено этой априорной причинностью, то Кант требует отрицания данного факта как ложного.

Страниц в этом вопросе: 5
[1] - [2] - [3] - [4] - [5] -


Реклама: