Принцип детерминизма в философии. Законы науки и их роль в системе научного познания (5)
Что можно теперь сказать о пресловутом
«принципе причинности»? Во-первых, в том виде, как он был сформулирован Кантом (всякое событие имеет причину), он является принципом детерминизма, а не физической каузальности. Во-вторых, как принцип детерминизма, он несостоятелен и с философской, и с физической точки зрения. Философскую его несостоятельность показал К. Поппер. «Принцип» утверждает, что всякое явление можно дедуктивно предсказать. Если «можно» означает аналитическое заключение (в дедуктивном выводе), то этот «принцип» есть тавтология: для любого предсказания всегда возможно найти универсальные высказывания и начальные условия, из которых выводимо данное предсказание. Если «можно» означает утверждение о реальности, то оно означает противоречие. «Принцип» утверждает то, что мы называем «единством мира», а именно, что каждое отдельное событие представляет собой пример универсальной регулярности, выражаемой строгим законом. Это утверждение не фальсифицируемо: невозможно осуществить решающий эксперимент, который позволил бы его опровергнуть. Вследствие нефальсифилируемости, сама формулировка «принципа» означает, что он ничего не может говорить о мире, не может считаться утверждением о реальности.
С физической точки зрения ложность «принципа причинности» выявляется через обнаруженное современной физикой существование областей нарушения каузальности. Никакие события в этих областях не могут быть предсказаны. В природе не действует «принцип достаточного основания».
Современная физика требует иной формулировки причинности - не функционально-логической, а каузально-физической. Функционально-логическая причинность претендовала на абсолютную познаваемость мира. Каузальная связь явлений не имеет абсолютного характера. Поэтому в основе мира лежит иная причинность - та, которая оставляет место акаузальности, значит, свободе.
Свобода означает ограниченность нашей познаваемости, мира и вместе с тем поднимает планку этой познаваемости до предельной высоты, доступной разуму. Она устанавливает границы нашего познания явлений, которые были неведомы Канту. Эти границы причинно-физические.
Как можно понимать природную акаузальность? Может ли нечто возникнуть без внешней причины? Галилей открыл инерцию - и загадал ею загадку на все последующие времена. Откуда происходит движение по инерции? Внешних воздействий для него не требуется. Движение есть, а движущих причин нет. Такое движение, очевидно, имеет источник в себе самом.
Эпикур считал, что без самодвижения невозможно само существование мира. Все возникает из свободы и движется благодаря ей. Свобода - это способность из самого себя давать чему-либо начало. Она, следовательно, не поддается объяснению: объяснить ее - значило бы найти начало для того, что само является началом всех начал.
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: