Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Структура мировоззрения

Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются
      
потребности
. Потребности делятся на витальные и социальные. Первые обусловлены необходимостью обмена веществ между человеческим организмом и средой его обитания. Эти потребности имеют характер простого воспроизводства. Социальные потребности обусловлены уровнем развития общества, культуры конкретного индивида. Их диапазон необычайно широк: от потребности общения и поклонения до потребности познания и творчества. Специфика социальных потребностей заключается в том, что они имеют характер расширенного воспроизводства. Удовлетворение одних потребностей рождает другие. Разделяют потребности по основаниям, выделяя индивидуальные и общественные, материальные и духовные, здоровые и противоестественные. Примером противоестественных могут быть потребности табака, алкоголя, наркотиков. Удовольствие от них обманчиво, а вред очевиден. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность задает определенную направленность субъекта к объекту, инициирует его активность. Следующим компонентом структуры мировоззрения являются
      
знания
. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры мировоззрения. Это
      
идея
как звено, связующее объект и субъект. Фокусируя единство объекта и субъекта, идея выступает непосредственным источником активности. Она является основанием формирования еще одного компонента структуры мировоззрения. Это
      
идеал
или
      
идол
. Полные знания о мире и о себе, а также подлинные ценности, апробированные практикой человечества, обеспечивают идеал как прообраз совершенства, как высшую цель устремления субъекта в своем желании осуществить исходную потребность. Идеал таит в себе ту практическую силу, которая задает субъекту меру разума, формирует его ориентиры на проект цели и средства его обеспечения. Ложные или неполные знания, а также квазиценности как на уровне познания мира, так и на уровне самопознания открывают дорогу к идолу. Последний также обеспечивает выбор проекта цели и средств его осуществления, но своеобразно. Если идеал ориентируется на принцип, что даже праведную цель нельзя осуществлять неправедными средствами, то идол ориентируется на принцип: «Цель оправдывает средства, победителя не судят». Идеал ориентирован на Добро, а идол - на Зло. От мировоззренческой позиции каждого зависит соотношение сил Мирового Зла и Мирового Добра.

Страниц в этом вопросе: 5
[1] - [2] - [3] - [4] - [5] -


Реклама: