Структура мировоззрения
Первым компонентом, инициирующим
отношение субъекта к объекту, являются
потребности. Потребности делятся
на
витальные и
социальные.
Первые обусловлены
необходимостью обмена веществ между
человеческим организмом и средой его
обитания. Эти потребности имеют характер
простого воспроизводства.
Социальные потребности обусловлены уровнем развития общества, культуры
конкретного индивида. Их диапазон необычайно широк: от потребности общения и
поклонения до потребности познания и творчества. Специфика социальных
потребностей заключается в том, что они имеют характер расширенного
воспроизводства. Удовлетворение одних потребностей рождает другие.
Разделяют потребности по основаниям, выделяя индивидуальные и общественные,
материальные и духовные, здоровые и противоестественные. Примером
противоестественных могут быть потребности табака, алкоголя, наркотиков.
Удовольствие от них обманчиво, а вред очевиден.
Формой выражения потребностей является
интерес.
Интерес как осознанная
потребность задает
определенную направленность
субъекта к объекту, инициирует
его активность.
Следующим компонентом структуры мировоззрения являются
знания.
Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают
еще один компонент структуры
мировоззрения.
Это
идея как звено, связующее объект и субъект.
Фокусируя единство объекта и субъекта, идея выступает
непосредственным источником активности.
Она является основанием формирования еще
одного компонента структуры мировоззрения.
Это
идеал или
идол.
Полные знания о мире и о себе,
а также подлинные ценности, апробированные
практикой человечества, обеспечивают идеал
как прообраз совершенства, как высшую
цель устремления субъекта в своем желании
осуществить исходную потребность.
Идеал таит в себе ту практическую силу,
которая задает субъекту меру разума,
формирует его ориентиры на проект
цели и средства его обеспечения.
Ложные или неполные знания, а также
квазиценности как на уровне познания мира,
так и на уровне самопознания открывают дорогу к идолу.
Последний также
обеспечивает выбор проекта цели
и средств его осуществления, но своеобразно.
Если идеал ориентируется на принцип,
что даже праведную цель нельзя осуществлять
неправедными средствами, то идол
ориентируется на принцип: «Цель оправдывает
средства, победителя не судят».
Идеал ориентирован на Добро, а
идол - на Зло. От мировоззренческой
позиции каждого зависит соотношение сил
Мирового Зла и Мирового Добра.
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: