Архетипы мировоззрения: философия
Философия представляет собой более развитую форму мировоззрения на основе
рационального объяснения мира и человека. Если религия провозглашает свои
мировоззренческие представления как свыше данные истины, то философия обращается
к разуму человека, осуществляет рациональный анализ сущего, стремится
обосновать, доказать свои утверждения.
Философия, как и религия, выступает правопреемницей мифологии. Но в отличие от
религии философия ориентирована на познание природы общества и человека в их
развитии и взаимосвязи.
Философия выступает как
ценностное знание,
рационально сформулированное и
обоснованное. В качестве общей теории
развития философия предстает как
онтология (учение о бытии);
как
гносеология (учение о познании);
как
аксиология (учение о ценностях);
как
праксиология (учение о практике);
как
социология (учение об обществе);
как
антропология (учение о человеке);
как
методология (учение о принципах, формах и методах познания).
Как мировоззрение философия выступает
в качестве особой формы сознания общества
и человека. В этом статусе
она является не столько общей теорией развития,
сколько системой знаний,
формирующих целостное и ценностное представление о мире
и о месте в нем человека.
Как мировоззрение философия вырабатывает идеальные модели развития общества и
человека, а также пути их осуществления. Она раскрывает смысл человеческого
бытия, очерчивает ценностные параметры политического, правового, нравственного,
эстетического и научного отношения человека к миру.
Философское знание как мировоззрение отличается от научного знания. В
философском мировоззрении слиты ценности и информация о мире и о человеке.
Философское знание ориентирует человека на познание и самопознание через
преодоление сомнения и освобождение от догм.
Философское знание - это не только «эпоха, схваченная в мысли», но и прогноз
будущих проблемных ситуаций в отношениях человека и мира; предпосылка новой
парадигмы общественного развития.
Эта далеко не полная характеристика философского знания свидетельствует о его
отличии от научного знания, а также о возможности философии выступать в качестве
специфического способа самоопределения человека в мире.
Этот способ самоопределения обуславливает необходимость ответственного отношения
человека за свою деятельность, ибо неразумная и безответственная деятельность
ставит и мир, и самого человека под сомнение с точки зрения их перспективы.
Философское мировоззрение настоятельно требует от человека жить по канонам
Добра, Разума и Красоты. Только человек, живущий по законам красоты, творящий
красоту и
поклоняющийся
ей, способен быть нравственным человеком, творить добро,
проявлять мудрость.
Выступая «эпохой, схваченной в мысли», философия выполняет две основные функции:
мировоззренческую и
методологическую. Обосновывая идеал отношения к миру, она
выполняет свою мировоззренческую функцию. Обосновывая пути и средства
осуществления этого идеала, философия выполняет свою методологическую функцию.
Философия стремится выявить
исходное противоречие в отношении человека к миру.
Если животное, как часть
природы, приспосабливается к ее изменениям,
то человек ориентирован на освоение
мира и делает это по программам,
не заданным ему природой.
В результате
возникает противоречие между потребностями человека и той объективной
реальностью, которую человек пытается изменить в соответствии со своими планами,
проектами, программами.
Поскольку люди живут и осваивают мир во взаимосвязи друг с другом, то к этому
противоречию добавляется новое противоречие, как следствие наличия у людей
разных, а подчас взаимоисключающих программ разрешения первого противоречия.
Реальностью являются противоречия между человеком и обществом, обществом и
природой, человеком и другими людьми.
Ситуация усугубляется еще и тем, что мир как объективная реальность находится в
непрерывном изменении, развитии.
И наконец, осваивая этот изменяющийся мир, человек преобразует не только мир, но
и самого себя. Прорывая ограниченный предел своего существования, приобщаясь к
бесконечности «Бытия мира», человек остается конечным и смертным по своей
сущности. Будучи частицей вселенной, человек посредством своего разума обнимает
всю вселенную. Но это не снимает, а только усиливает драматизм человеческого
существования.
Без философского анализа этих противоречий нельзя понять то или другое решение
основного вопроса о месте и назначении человека в мире.
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: