Архетипы мировоззрения: религия
Религия (от
religio - святость, благость) -
особая форма сознания, особый
общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид
деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость; на вере,
что наряду с миром реальным существует мир идеальный.
Отличие религиозного мировоззрения
от мифологического состоит в том, что
отношения человека и Бога строятся
не по принципу сродности (родства), а на
основе господства и подчинения.
Если в мифологии все находится во взаимосвязи,
имеет характер целостной системы,
где жизнь человека и общества тождественны,
то в религии компоненты ее структуры
относительно самостоятельны.
Через церковь, как особый институт общества,
религия осуществляет свою деятельность
в рамках особых, религиозных отношений.
Эта деятельность направлена на формирование
у человека особого мировоззрения. Но
последнее может и не сложиться,
потому что над человеком уже не довлеет культура
мифа, растворяющая его в обществе через
следование определенным ритуалам. Отныне
человек обретает право на индивидуальность
и самопроектирование. Он может
принять и адаптировать религиозное
мировоззрение, а может отдать предпочтение
философии; формироваться стихийно или сознательно.
Если в рамках мифологического мировоззрения
отправной точкой отсчета является
культура мифа, то в границах религиозного
мировоззрения такой точкой отсчета
является диалог индивидуального человеческого
духа с Абсолютным мировым духом, в
результате чего возникают религиозные идеи.
Эти идеи приводят к возникновению
особых чувств и настроений.
Если мифологическое мировоззрение начинается
с культуры ритуала, то религиозное
мировоззрение завершается
и закрепляется культурой
особого единства идей и
чувств, имя которой -
догмат.
Поскольку религия принимает у мифологии
в качестве «эстафеты» охранительную
функцию, обеспечивающую определенный
консерватизм общественного устройства, то
естественно, что религия заимствовала
у мифологии и ряд основополагающих идей.
Считалось, что эти идеи Боги передали
людям через пророков христианства,
буддизма, ислама. Благодаря письменности
«слово Божие» заносилось в священные
книги. Наиболее известными среди этих книг являются
Библия, Веды, Коран.
Это не
только религиозные воззрения
и верования, но и общечеловеческие заповеди,
исторические события.
Поэтому эти памятники культуры пользовались и пользуются
заслуженной популярностью,
ибо в них в основном идет речь об определении меры
человеческого в человеке.
Если мифологическое мировоззрение выполнило функцию социализации человека,
упорядочивая его биологическую природу через определенную систему запретов, то
религиозное мировоззрение обеспечило и продолжает обеспечивать формирование
человеческого (святого) в человеке,
осуждая распущенность и произвол, жестокость
и вседозволенность, утверждая принципы любви к ближнему.
Сущность человека представлена космическим, природным, родовым и
социальным основаниями. И как существо, не имеющее единого основания, человек
устремлен в поиск самого себя.
Последнее задает ситуацию драматического
отношения человека к миру и к себе.
Первая коллизия обусловлена
отношением человека к вечности и осознанием своей
летальности. Если смерть природного начала человека очевидна, то этого нельзя
сказать о его духовном начале. Хотя прямых доказательств летальности или
бессмертия человеческого духа не существует, но человек жаждет бессмертия и
обретает его в религиозном сознании.
Вторая коллизия обусловлена отношением человека
к бесконечности. Бесконечная
вселенная включает человека как ничтожную
точку, но человек в мысли обретает
способность объять всю вселенную.
Будучи существом конечным,
человек не способен
ни эмпирически, ни логически воссоздать
истинный образ бесконечности. А жить в
мире непознанном и сохранять к нему доверие трудно.
Отсюда стремление к истине
мира через веру и вновь обращение к религии.
Еще одна коллизия связана
с внутренним миром человека. Этот мир ориентирован на
диалог с самым совершенным собеседником,
с которым более уместно молчание, чем
изречение. Ибо изреченное слово может быть
сокрытием, а не открытием истины.
Внутренний мир человека нуждается
в объекте совершенной любви. Он не
довольствуется ее суррогатами и
фальшивыми ценностями. Только совершенная любовь
изгоняет страх, освобождает от страданий.
Сложившееся противоречие между
человеком общественным и человеком
индивидуальным, как носителем внутреннего
уникального и неповторимого мира, в
идеале может быть разрешено только
в рамках религиозного мировоззрения.
В системе религиозного мировоззрения определяется «демаркационная линия» не
только между обществом и природой, но и внутри общества между людьми.
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: