Архетипы мировоззрения: мифология
Мифология.
Миф - это отнюдь не только и не
просто продукт прошлого развития общества.
Как любая форма освоения мира, миф
является «законным» элементом
сознания в любую эпоху людей.
Миф является фактором
социализации человека через систему
табу (запретов); является
социально-психологической потребностью человека, ибо
выполняет компенсаторную функцию (миф о светлом будущем).
Миф присущ и науке, и
религии (вера в их могущество).
Миф
характеризуется сплавом чувственного и логического,
рационального и
иррационального.
И наконец, миф
обеспечивает
функциональность группового
сознания, формирует общественную
психологию во все времена и в любом обществе.
В своем становлении человек столкнулся как с силами Космоса, так и с силами
Хаоса. Чтобы противостоять Хаосу, он встраивает себя в некую системную
упорядоченность - тотем, род;
создает пантеон (место для богов);
обустраивает социальное пространство.
Ограждая себя от хаоса, человек приходит к необходимости системы запретов,
организует свое поведение через ритуалы, обряды, церемонии. Но на этом этапе
хаос не исчезает. Отступив, он неявно продолжает пронизывать бытие человека,
проникая в структуры упорядоченности, угрожая разрушить их. Человек вынужден
сосуществовать и бороться с силами Хаоса, призывая на помощь мертвых, ибо дух
предков был превыше всего.
Такая
ситуация создавала определенный
психологический комфорт. Созданный пантеон богов
стал генератором определенного
мировоззрения как системы взглядов на мир и на
отношение человека к миру.
Способность к рефлексии, самокритическое сознание, чувство любви к другому
приходят позже, по мере эволюции антропогенеза. А пока что бал правит культура
страха, а не стыда.
И эта культура страха будет постоянно закрепляться через
институт ритуала.
Ритуал
выступал средством против зла.
Но практика демонстрировала
всепроникающую силу зла.
Зло происходит от всего и от каждого,
а посему спасение
от него может быть только одно -
в совместном принятии необходимости ритуала и
неукоснительном следовании ему.
Миф, закрепленный ритуалом, и неукоснительное
его исполнение уже не символ, а сама реальность мира.
Люди, живущие мифом,
воспринимают его как саму жизнь.
Миф задает определенное восприятие мира и его
оценку.
Бытие человека
в рамках мифа возможно как постоянное следование ритуалу.
Через ритуал человек
воспроизводил заданный архетип, канон своей судьбы.
Индивидуальность человека в культуре мифа равна нулю.
Человек не проявляется как
личность. Он есть часть целого, представитель
тотема. В свою очередь тотем есть
часть природы.
Отношение к новому следует по схеме:
удивление - пристальное
внимание - неодобрение -
коллективное осуждение. Таким образом,
новое в рамках мифологического мировоззрения обречено,
ибо исходный смысл жизни
человека и цель его жизни предзаданы.
Но возникает вопрос. Игнорирование новизны -
это отрицательная сторона культуры
мифа или она имела и какой-то позитив?
В данном случае противоположность рождала
свою собственную противоположность.
Общество, прежде чем обрести способность к
развитию, к прорыву к новому, должно было обрести стабильность.
Общество должно было пройти свою фазу
консервации,
обрести устойчивость при изменчивости.
И культура мифа выполнила
свое назначение быть «скрепами» общества,
обеспечив его «инкубационный период».
Что касается прорыва в будущее, т. е. развития, то он обеспечивался весьма
своеобразно. Отсутствие письменности приводило к тому, что вся информация о
знаниях, навыках, традициях, ритуалах передавалась устно (ведь миф - это
сказание о жизни в слове). Из поколения в поколение основная информация
«обрастала» дополнительной. Проходило время, «песчинка» добавлялась к
«песчинке»,
и вот уже возникала величина, изменявшая прежнее качество. Сложилась
парадоксальная ситуация. Отсутствие письма послужило фактором прогресса.
Появление письменности означало закат культуры мифа.
Вначале звук
был регулятором и только позже становится
определенным знаком.
Знак тяготеет к
символу.
А символ - это предвестник гибели мифа.
Письменность оказалась «троянским
конем» культуры мифа,
история которой исчисляется в 30-50 тыс. лет.
Это время
косвенно свидетельствует о стабильности периода культуры мифа.
В дальнейшем последовала трансформация культуры мифа в эпос, народный фольклор,
а мифология как мировоззрение передает эстафету одновременно и религии, и
философии.
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: