Досократическая философия: Периоды
Как и вся античная культура, философия прошла свой цикл
развития от зарождения к
расцвету, а через него к упадку и гибели.
В истории античной философии
просматриваются
4 периода.
Первый определяется как
натурфилософский.
В рамках
этого периода шло зарождение и формирование философии (VI в. до н. э.).
Второй
период вошел в историю как
классический.
Это время зрелости и расцвета греческой
философии (V-IV вв. до н. э.).
Третий период связан с кризисом древнегреческого
общества.
На смену онтологическим и гносеологическим проблемам приходят
этические проблемы.
Это время эпохи
эллинизма и латинской философии Рима (III-I
вв.). С одной стороны, Рим выступил правопреемником греческой философской мысли,
а с другой стороны, заложил основы принципиально иной философии - философии
христианства. Четвертый период связывают с
угасанием
философии в эпоху Римской
империи (I-V вв.). В 529 году император Юстиниан издал
декрет о закрытии философских школ.
В античной Греции
философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее
привычный строй и порядок оказываются под угрозой. И не только
возникновение, но и расцвет философии в те или иные исторические периоды,
как правило, обусловлен глубоким социальным кризисом, когда человеку
становится трудно, а подчас и невозможно жить по старым образцам, когда
прежние ценности теряют свое значение и остро встает вопрос: как быть
дальше?
Возникновение античной философии приходится на тот период
(VI в. до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические представления
обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность
удовлетворять новые мировоззренческие
запросы.
Пытаясь установить первоначало всего сущего,
мыслители античности выходят на уровень
таких абстрактных понятий,
как материя и идея, душа и ум, единое и судьба.
«Материя» воспринимается как некая потенция, а «идея»
как формообразующий
принцип, как творчество космоса. И то, и другое понятие носило вещественный
характер. И это было нормой для античного мира с его пассивно-созерцательным
восприятием, с догадками о сущности, не выходящими за феноменальность мира
природы. Материя и идея соотносились как страдательное и деятельное начала, в
своем синтезе обеспечивающие многообразие предметной реальности мира как
чувственно-материального космоса. А если учесть функцию идеи как
формообразования вещей из материи, то вся гносеология (теория познания)
сводилась к тому, чтобы через исследование идеи проникнуть в истину вещей. И
путь к этой истине лежал не через эксперимент, а через логическое расчленение
понятий и уяснение их взаимосвязей.
За единством материи и идеи, как страдательного и деятельного начал, угадывается
некая направляющая сила, некая целесообразная заданность. Эту силу, связывающую
материю и идею, мыслители античности называют «душой», а целесообразную
заданность, особую запроектированность мира, называют «умом».
Эта пара понятий
трактовалась не как субъективно-человеческие образы, а как образы объективного
космоса, как факторы, инициирующие все процессы космоса. Что касается
человеческой души и человеческого ума, то они воспринимались как субъективное
отражение объективных аналогов в космосе.
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: