Досократическая философия: Пифагор и Парменид
Основание всего сущего ищет и
Пифагор
(предположительно 571-497 до н. э.),
положив в основу космоса
число.
Известно, что Пифагор ничего не писал.
Посвященные давали клятву о неразглашении его учения. И все же некоторые
фрагменты философии Пифагора стали достоянием
последующей философской мысли. Не
вода (Фалес), не апейрон (Анаксимандр), не воздух (Анаксимен), не огонь
(Гераклит), а число как определенное соотношение космоса является первоначалом
сущего. Зная это соотношение, а также дату, месяц и год рождения, можно многое
сказать о человеке, о его характеристиках воли, энергетики, порядочности,
здоровья, интуиции, обязательности и т. д. По мнению Пифагора, определенная
комбинация чисел обеспечивает существование материи, от другой комбинации
зависит идея и т. д., ибо «где нет числа и меры, там проживают хаос и химеры».
Мысленная манипуляция с числами, как с абстрактными объектами, вела к
фетишизации числа. Число рассматривается уже не как заместитель объекта, а как
нечто, стоящее над реальностью этого объекта.
Если у милетцев субстанция еще физична,
у пифагорийцев - математична, то у
представителей
элейской школы она философична.
Для них субстанция тождественна
бытию.
Элеат
Парменид (540-480 до н. э.)
считает, что бытие - это то, что можно познать
только разумом, а не с помощью органов чувств;
более того, постижимость разумом -
важнейшее определение бытия.
Главное открытие, которое легло
в основу его понимания бытия, -
это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое,
временное, текучее, непостоянное;
а то, что неизменно, вечно, тождественно себе,
доступно лишь мышлению.
Это выражается в виде афоризма:
«бытие есть, а небытия нет».
Небытие не существует потому, что его
«невозможно ни познать, ни в слове выразить».
Eсть только невидимый, неосязаемый мир, называемый «бытие»;
и только бытие мыслимо. Существует только то, что мыслимо
без противоречия, а то, что мы видим, слышим,
осязаем, на самом деле не существует.
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: