Досократическая философия: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит
Отвечая на требования своего времени, мыслители античности ставят вопрос о
начале начал: из чего возникает предметная реальность мира и во что она уходит?
Поскольку космос воспринимался как чувственно-предметная реальность, то не
случайно основатель милетской школы
Фалес
(VII-VI вв. до н. э.) делает вывод о
том, что все начинается из
воды
и в нее возвращается. Ученик и последователь
Фалеса
Анаксимандр (610-546 до н. э.) идет дальше.
Он расширяет понятие начала
до понятия «архе», т. е до первоначала (субстанции) всего сущего. Это
первоначало Анаксимандр называет
апейрон.
Основная характеристика апейрона
заключается в том, что он «беспредельный, безграничный, бесконечный». Хотя
апейрон веществен, о нем ничего нельзя сказать, кроме того, что он
«не знает
старости»,
находясь в вечной активности, в вечном движении.
Апейрон не только
субстанциональное, но и генетическое начало космоса.
Он - единственная причина
рождения и гибели,
«из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое
время исчезает по необходимости».
Апейрон самодостаточен.
Он «все объемлет и всем управляет».
Анаксимен
(585-524 до н. э.)
не удержался на высоте абстрактного мышления
своего
учителя.
Первоначало всего сущего он усматривает в самой бескачественной из
четырех стихий -
воздухе.
И это первоначало называется «апейрос». Разряжаясь,
воздух становится огнем, сгущаясь - водой, землей, вещами. Воздух более
бесформенный, чем что-либо. Он менее тело, чем вода. Мы его не видим, а только
чувствуем.
В соседнем с Милетом полисе Эфесе жил и мыслил
Гераклит (520-460 до н. э.).
Субстанционально-генетическое начало всего сущего
составляет
огонь,
как наиболее
подвижная стихия мира.
Огонь есть первопричина Космоса, который «всегда был,
есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру
погасающим».
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: